Око за око – и весь мир ослепнет.
Махатма Ганди
8 октября в 6 часов утра была взорвана часть Крымского моста – россияне грозятся за это погрузить Украину в XIII век. А николаевцы уже и так в XIII веке, а грядёт зима… Господи! Помилуй всех нас, неблагодарных, окаянных детей своих. Не покидай! Прости грехи наши! Останови кровопролитие, ненависть и разруху на нашей прекрасной, дарованной Тобою земле.
***
Игорь, мальчик сообразительный, с обострённым чувством справедливости, после школы бойко и с удовольствием рассказывает маме Тоне об уроках и переменах, о «войне» и «мире» во 2-А классе, даёт меткие характеристики одноклассникам и комментирует реакцию учительницы Ольги Ивановны на выходки учеников. Он легко контактирует с одноклассниками, но друга пока не приобрёл: мальчишки в классе были задиристые, острые на язык, быстрые на потасовки – приходилось постоянно держать оборону, ставить и получать тумаки, что не мешало им общаться как ни в чём не бывало. Мама запрещала сыну драться, конфликтовать и всегда советовала сообщать о недоразумениях учителю:
– Ольга Ивановна – опытный учитель, она быстро разберётся, кто прав, кто виноват. А дракой только синяками обрастёшь, а правоту не докажешь.
– Ну так я этого Стаса не трогал, а он подошёл и специально столкнул мою книгу и пенал на пол, а говорит, что сами упали!
– А Аню почему никто не трогает?
Нужно сказать, что Аня живёт в одном дворе и учится в одном классе с Игорем. До школы у них была крепкая детская дружба, Игорь даже был по-детски влюблён в свою подружку, называл её Анечкой. Но в школе у девочки приоритеты поменялись: появились «секретики», которые можно было доверить только подружке.
– Ма-а-ма!!! Анечку тро-о-гают: то резинку спрячут, то ручку специально бросят в ящик находок! Она пропажу заметит, но дело не расследует. Её подруга Вика и я всё время её вещи находим и приносим ей. Аня всем разрешает брать свои принадлежности, но часто и без спроса берут, а отдавать забывают.
– Друг познаётся в беде, и делиться, выручать друг друга надо ведь. Она просто нежадная.
– Да не-е-т же! Мама! Просто Анечка какая-то… не такая. Святая, что ли: у неё что-нибудь заберут, Генка за волосы дёрнет … а она улыбается.
– А как к ней относятся одноклассники?
– У неё высокий рейтинг.
– Так что: сначала забирают, а потом уважают?
– Получается – да.
– Наверное, в отличие от тебя Аня понимает, что это, возможно, и глупые, но игры такие, развлечения, а не преднамеренное зло.
– Это – издевательство, а не игры: сделают подлость, потом втихаря наблюдают за жертвой и радуются, как вампиры!
– Возможно, ты и прав. Но тогда спокойно «расследуй свои дела», но не дерись, сообщай учительнице, – советовала мама.
В тот день Аня возвращалась со школы домой вместе Игорем. Мамы несли их тяжёлые портфели и по дороге расспрашивали, как прошёл школьный день. Игорь, демонстрируя свою наблюдательность, начал рассказывать запомнившиеся за день истории, в том числе и «криминальные». Аня же, как обычно, помалкивала, но с интересом слушала, потому что многие «происшествия» проходили мимо её внимания или же виделись в иных красках.
– С Ваганом сегодня опять сцепились: он сидит за второй партой впереди меня, качается на стуле и бьёт спинкой своего сидения о мою парту. Учебник падает, я нервничаю, отвлекаюсь.
– Надеюсь, ты не дрался! – тревожно спросила мама Тоня.
– Да еле сдержался, чтоб не дать учебником по голове. Просто наорал на него: ну, в смысле предупредил. А потом поднял руку и пожаловался учительнице.
– Правильно! Он прекратил?
– Конечно! Он же и стул ломает, и линолеум портит.
– Аня, а тебя Ваган обижает? – поинтересовалась Антонина.
– Игорь говорит, что он в основном мальчишек задирает.
Выдержав паузу, Аня важно и манерно произнесла:
– Сегодня обижал.
– Как?! И тебя?! И девочек?! – воскликнули все трое одновременно и остановились от неожиданности, потому что с Аней такого не бывало.
– Как это случилось?
– Что произошло?
– Расскажи! – наперебой засыпали её вопросами.
– Я хотела пройти к своему месту, – не спеша, моргая глазками, объясняла Аня. – А он боком на парте развалился, подпёр голову рукой, выставил на проход ногу и перегородил мне дорогу. При этом нагло улыбался.
Инцидент впечатление произвёл на всех. Тут же наперебой посыпались советы.
– Вот видите! Я же говорил, что он наглый! – первым возмутился Игорь.
– Надо было громко кричать: «Дай пройти! Убери ногу!», чтоб Ольга Ивановна услышала, – распалялся Игорь.
– Нет, Аня, – перебила сына Антонина и озабоченно посоветовала:
– Надо было не нервничать и не кричать в пустоту, а сразу пожаловаться учителю. Игорь же настаивал:
– Лучше кричать: и учительница услышит, и ребята увидят, какой он наглец! И я бы пришёл на помощь! Всех перебила встревоженная Анина мама:
– Тише! Дайте сказать. Не надо сразу кричать, тем более жаловаться! Это успеется. Я за то, чтоб самой решать вопросы. Наглецы понимают только силу.
– Так что ей драться с ним, что ли!? Она же девочка, – недоумевал Игорь.
– Можно и без драки за себя постоять. Главное – не бояться и, не колеблясь, так же нагло, чётко и угрожающе сказать ему: «А ну быстро убрал ногу! Развалился, как свинья на болоте! Не ставь из себя героя, молодец против овец! Противно смотреть! Дай пройти!»
– Круто! – восхитился Игорь.
– Анечка, а как же ты поступила в этой проблемной ситуации? – поинтересовалась Антонина.
После интригующей паузы, Аня произнесла:
– Я спокойно сказала: «Ваган, убери, пожалуйста, ногу». И он убрал.
С мимикой изумления на лицах все долго держали паузу на немой сцене «Нет слов!».
9.10. 2022г.
Шаталова Зоя,
экс учитель словесности