Когда Джейн Смит (Jane Smith) спустя две недели после смерти советского руководителя Леонида Брежнева увидела в ноябре 1982 года на обложке журнала Time фотографию его преемника Юрия Андропова, она прочитала своей дочери Саманте краткий курс истории холодной войны и сказала: «Было бы здорово, появись у него какие-нибудь новые идеи».
«Саманта в ответ заявила: “Мама, а почему бы тебе не написать ему?”» – рассказала в понедельник в телефонном интервью агентству «РИА Новости» Джейн Смит. А я сказала: «А почему бы тебе не написать?»
Саманта Смит восприняла предложение матери всерьез и написала письмо Андропову, которое стало мировой сенсацией и побудило советского лидера пригласить 10-летнюю девочку в двухнедельное турне доброй воли по Советскому Союзу, из которого она вернулась ровно 30 лет тому назад.
«Именно искренность письма Саманты привлекла к нему внимание, – заявил в этом месяце в своем комментарии на страницах Bangor Daily News в штате Мэн бывший советский лидер Михаил Горбачев. – Мы в то время понимали, что люди по обе стороны океана очень встревожены и хотят, чтобы руководители СССР и США почувствовали их тревогу. И американская девочка сумела выразить это в своем письме».
Саманта, погибшая в 13-летнем возрасте в авиакатастрофе, в том письме поздравила Андропова с новым назначением, но рассказала о своей тревоге по поводу того, что «Россия и Соединенные Штаты могут вступить в ядерную войну».
«Вы будете голосовать, воевать или нет? Если нет, пожалуйста, скажите мне, как вы собираетесь сделать так, чтобы войны не было, – написала девочка. – Вы не обязаны отвечать на мой вопрос, но я хотела бы знать, почему вы хотите завоевать весь мир или, по крайней мере, нашу страну. Бог сделал мир для нас, чтобы мы жили в нем вместе мирно и не воевали».
В апреле это письмо опубликовала советская газета «Правда», и оно вызвало настоящее нашествие средств массовой информации к порогу дома Смитов в штате Мэн. Но Саманта хотела получить ответ от самого Андропова и послала второе письмо в советское посольство в Вашингтоне, спросив в нем, будет ли ответ из Кремля.
Спустя две недели пятиклассница получила личное письмо от Андропова, в котором влиятельный друг по переписке сравнил ее энергичность и бойкость с характером Бекки Тэтчер из книги Марка Твена «Приключения Тома Сойера» и написал, что советские люди хотят «мира для себя и для всех народов планеты».
Переписка между 10-летней девочкой и лидером одной из двух мировых сверхдержав стала мировой сенсацией в прессе всего мира. В США Саманту стали приглашать в программы новостей на национальном телевидении и на ток-шоу.
Она вместе с родителями приняла приглашение Андропова посетить Советский Союз, в том числе, знаменитый детский лагерь Артек на Черном море, который сегодня находится на территории Украины. В начале июля 1983 года они прилетели в Москву.
«Мы каждый вечер были на [советском] телевидении, – рассказала Джейн Смит “РИА Новости”. – По обе стороны холодной войны люди смотрели друг на друга как на нелюдей, а это как-то очеловечивало отношения между людьми в обеих странах».
Семья посетила множество «туристических достопримечательностей в Москве и бывшем Ленинграде», который сейчас носит название Санкт-Петербург, а Саманта получила возможность вволю насладиться прелестями летнего лагеря, купаясь и играя с другими детьми, и не думая особо о политике во время поездки, состоявшейся на пике холодной войны, сказала Смит.
«Мы были в напряжении, беспокоясь по поводу последствий и отношения людей», – рассказала женщина «РИА Новости».
В программе поездки был обед с американским послом в Советском Союзе Артуром Хартманом (Arthur Hartman), который состоялся в его резиденции «Спасо Хаус» в центре Москвы.
«Он был очень любезен», – сказала Смит, хотя подробности той беседы вспомнить не смогла.
Саманта, так и не встретившаяся с Андроповым, умершим в 1984 году, вернулась с родителями в Мэн 22 июля 1983 года. Как сообщали в то время средства массовой информации, в аэропорту их встречала радостная толпа в количестве 300 с лишним человек. Саманта пачками получала письма от доброжелателей, хотя там были и письма от критиков, обвинявших девочку в том, что она стала орудием советской пропаганды.
«Я думаю, плохая реакция встречается даже на хороший кусок торта, – процитировало агентство United Press International слова бабушки Саманты Терезы Смит (Theresa Smith), которые она произнесла в день возвращения внучки. – Это их право, если у них есть плохие вещи в багаже, не позволяющие им согласиться с попытками подружиться с людьми».
Саманте дали роль в телесериале «Лайм-Стрит», который снимался для американского телеканала АВС. Она возвращалась со съемок в Лондоне, когда легкий самолет, в котором девочка летела вместе с отцом Артуром Смитом, потерпел аварию возле аэропорта Оберн в штате Мэн. Это произошло 25 августа 1985 года. Никому из шести пассажиров и двоих пилотов выжить не удалось.
Ее трагическую смерть оплакивали советские государственные средства массовой информации, называвшие Саманту послом доброй воли к американскому народу, возвестившим о мирных помыслах и намерениях советского народа. А посол Горбачева в Вашингтоне передал соболезнования нового советского лидера на похоронах Саманты.
Округ Кеннебек, где проходила церемония, был одним из нескольких мест в Мэне, куда не разрешалось приезжать советским гражданам. Но американский Госдепартамент сделал исключение для советского посла Владимира Кулагина, который зачитал послание Горбачева и назвал Саманту «ярким лучиком солнечного света».
Горбачев также направил личное письмо Джейн Смит, написав, что «те в Советском Союзе, кто знал Саманту Смит, навсегда запомнят образ американской девочки, которая как и миллионы советских юношей и девушек мечтала о мире и дружбе между народами Соединенных Штатов Америки и Советского Союза».
ИноСМИ