22 апреля 1891 года 52-летний стокгольмский кучер Л. проглотил целый пузырёк прописанных ему опиумных таблеток. Он был найден домовладельцем и отвезён в больницу, где в него вставили воронку и длинную трубку, по которой пустили огромное количество тёплой воды. С каждым таким промыванием желудок вмещал в себя всё больше и больше. Врачам стало ясно: пациент дал течь.
Не многие закончили свои дни столь печальным образом. Перегрузить желудок так, чтобы он лопнул, — задача не из лёгких, ибо этот орган обладает рядом защитных рефлексов. Когда желудок растягивается больше определённого размера благодаря праздничному обеду, вкусному пиву или усилиям шведских медиков, специальные рецепторы отправляют гонца в мозг. Центральное правительство немедленно издаёт указ о том, что пора остановиться. Одновременно происходит кратковременное расслабление нижней запирательной мышцы пищевода, которое на простонародном языке именуется отрыжкой. Такая же мышца в его верхней части тоже ослабляется, чтобы выпустить газ и даровать хозяину чувство облегчения.
Не секрет, что это мало кого останавливает. Один продолжает поглощать пищу под влиянием стресса, а кто-то просто не может сопротивляться обаянию лаймового пирога. Но организм, к его чести, не сдаётся: появляются боль, тошнота и регургитация (в дорогих ресторанах именуемая срыгиванием). И если у вас здоровый желудок, он опорожнится задолго до критической точки.
Но иногда и это не срабатывает. В случае с Л. виной всему был опиум. Пациент демонстрировал рвотные позывы, но они так и остались пустой угрозой, писал стокгольмский профессор Альгот Кей-Аберг по итогам вскрытия.
Смерть бедняги поставила перед шведской медициной важный вопрос о том, что стало непосредственной причиной летального исхода — количество воды или сила, с которой её закачивали. Г-н Кей-Аберг выписал в свою лабораторию тридцать бесхозных трупов и провёл необходимые эксперименты, предварительно усадив кадавров в ту полулежачую позу, в которой находился Л.
Выяснилось, что в случае, если человек пребывает в наркотическом ступоре и его организм не способен должным образом отреагировать на опасность, желудок рвётся после 3–4 л. Если закачивать воду медленно и осторожно, он выдержит 6–7 л.
Если человек находится в полном сознании, он лопается крайне редко. В 1929 году был опубликован анализ внезапных разрывов без сильного воздействия и слабости самого желудка. Речь шла о четырнадцати индивидах, которые умудрились объесться до смерти, несмотря на все защитные реакции организма. Самым опасным ингредиентом оказался гидрокарбонат натрия, то есть обычная пищевая сода. Это вещество нейтрализует желудочную кислоту и приводит к образованию газа, который вызывает отрыжку.
Затем дуэт патологоанатомов округа Майами-Дейд (штат Флорида, США) рассказал о страдавшей булимией женщине 31 года, которую нашли полуголой на полу собственной кухни. Разумеется, мёртвой. В её страшно растянутом желудке обнаружили девять с лишним литров плохо разжёванных хот-догов, брокколи и сухого завтрака. Она лежала у шкафчика в окружении различной провизии, разбитых бутылок из-под безалкогольных напитков, консервного ключа и пустого пакета для продуктов. Завершающий удар вновь нанесла пищевая сода, полупустая коробка которой находилась тут же. В данном случае раздувшийся желудок не смог ни выпустить газы, ни избавиться от лишнего; вместо этого он поднял диафрагму к лёгким и задушил даму. Возможно, пищевод оказался закупорен снизу одной из «горячих собак».
В 1926 году некий П. Мёрдфилд провёл опыты на трупах, наполняя их желудки парой литров слабого раствора соляной кислоты и добавляя немного гидрокарбоната натрия. Если вы хотите знать результат, наберите в поиске YouTube «alka seltzer rocket».
Если у женщины раздулся живот, да так, что пупок оказался вывернут наизнанку, то вы в подавляющем большинстве случаев будете правы, предположив, что она беременна. Дама, которую около четырёх часов утра доставили в Королевскую больницу Ливерпуля (Великобритания) в один из не самых прекрасных дней 1984 года, была одним из тех немногих исключений. Она несла в себе плод продолжительного ужина: килограмм почек, столько же печени и стейка, два яйца, полкило сыра, четверть кило грибов, килограмм моркови, кочан цветной капусты, два хороших ломтя хлеба, десять персиков, четыре груши, два яблока, четыре банана, по килограмму слив и винограда, а также два стакана молока. Почти 9 кг еды — тянуло на тройню! Её желудок героически продержался несколько часов, но в итоге не выдержал, и несчастная скончалась от сепсиса. По крайней мере она доказала г-ну Кей-Абергу, что герой-желудок может выдержать больше 4 л.
Выжившим рекордсменом может считаться некто Такеру Кобаяси, который проглотил чуть больше 8 кг коровьих мозгов на каком-то дурацком конкурсе. В его распоряжении было всего 15 минут, так что он мог бы сожрать и больше, но организаторы решили сохранить ему жизнь. Подобные мероприятия проводятся по всему миру, но не все регистрируют массу съеденного, так что, может статься, по земле ходят и другие чемпионы, кто их знает. Плюс никто не бегает с весами за людьми, страдающими булимией, а потому мы, если разобраться, не знаем пределов своих возможностей (и слава богу).
И тут возникает вопрос: что это — результат тренировок или врождённой эластичности желудка?
В 2006 году гастроэнтеролог Дэвид Мец из Пенсильванского университета (США) нашёл время на изучение желудка регулярного участника обжираловочных конкурсов по имени Тим Джанус (номер третий в табели о рангах, псевдоним — Eater X) и желудка нормального человека после того, как они 12 минут сидели и ели хот-доги. Благодаря высокому содержанию в этом продукте бария учёный смог наблюдать за поведением желудка в рентгеноскоп. Г-н Мец хотел проверить предположение о том, что у знатных едоков желудок быстрее освобождает место, открывая заднюю дверцу в тонкую кишку. Оказалось, что всё наоборот: через два часа желудок Едока-Икс избавился лишь от четверти съеденного, тогда как желудок ничем не примечательного человека опустел на 75%.
Где-то после седьмого хот-дога последний пожаловался, что ещё немного, и ему будет плохо, хотя рентгеноскоп показывал, что желудок лишь немного растянулся больше начального размера. Его соперник между тем непринуждённо проглотил 36 бутербродов, для удобства запихивая их в рот попарно и не обращая внимания на то, что желудок очень сильно раздался, заняв практически всю верхнюю часть брюшной полости. Он не чувствовал ни боли, ни тошноты, ни сытости.
Можно ли говорить о том, что это результат регулярного переедания? Или он родился таким?
Хорошенько расспросив робин-бобин-барабека, г-н Мец пришёл к выводу, что в данном случае природа на первом месте. В общем и целом желудок таких людей не больше обычного, но он обладает удивительной способностью расслабляться без ущерба для себя.
В то же время нельзя не признать, что этот «дар» — только начало. Профессиональный участник таких конкурсов Эрик Денмарк (Эрик Рыжий, седьмой желудок США) считает, что без ежедневных тренировок не обойтись, иначе организм просто не удастся вывести за пределы возможного. Но почему молчат защитные механизмы? Почему нет регургитации? Эрик Рыжий признаётся, что на самом деле... ну... просто сглатываешь лишний раз, и всё. Надо сказать, что на этих конкурсах срыгивание считается поражением: баста, еда полезла обратно.
Тренируются такие люди на воде. В начале карьеры, вспоминает Рыжий, он едва мог выпить больше 4 л (привет, доктор Кей-Аберг, вы были правы), а теперь способен принять на грудь около 9 л в сидячем положении. Это испытание не столько физиологическое (желудок постепенно растягивается), сколько психологическое: надо приучить себя к раблезианскому ощущению. Остановиться не сложно, говорит г-н Денмарк, намного труднее заставить себя продолжать.
Только, умоляем, не следуйте этому примеру.