В Белоруссии введено частичное крепостное право. Президент Лукашенко запретил увольняться рабочим некоторых заводов лесной промышленности. С помощью запрета он рассчитывает завершить, наконец, модернизацию этих производств.
Об этой инициативе Лукашенко рассказал в пятницу 30 ноября на заводе в Борисове. Это одно из восьми модернизируемых деревообрабатывающих предприятий страны – всего на заводах в Ивацевичах, Борисове, Витебске, Гомеле, Мостах, Речице, Могилеве и Мозыре работает около 10 тысяч человек. По программе модернизации уже все эти заводы должны приносить прибыль. Однако до сих пор удалось запустить лишь один цех в Ивацевичах.
- Подготовьте декрет: до окончания модернизации и реконструкции этих предприятий запрещается увольнение работников. Работник не может уволиться с этого предприятия без разрешения руководителя. Отпустят - пусть уходит, не отпустят - должен работать. За нарушения - на принудительные работы. Уволился - на принудительные работы, и сюда же работать, - сказал Александр Лукашенко. - Категорически запретить всякие увольнения с 1 декабря.
Для тех, кто все же настоятельно захочет покинуть рабочее место, есть один выход: добиваться права на увольнение через губернатора.
- Окончательное решение будет принимать губернатор. Но категорически, принципиально работник, служащий и руководитель не должны увольняться до окончания модернизации. Имейте в виду, нас начнут еще больше упрекать в диктатуре, что мы люди заставляем, запрещаем людей увольнять, - уверен Лукашенко.
В профильном профсоюзе отрасли текучку кадров на этих заводах «Известиям» объяснили естественными причинами.
- На этих предприятиях сложные условия труда, невысокие зарплаты (около $300 – ниже средней по стране). Чем ближе к Минску, тем ситуация тяжелее, люди увольняются. В маленьких городах людям работать негде, они остаются на заводах. А время модернизации – всегда тяжелое, люди не хотят вкладываться за такие деньги. Как будет работать механизм, запрещающий работникам уходить, пока не ясно.
По белорусскому Трудовому кодексу между работником и работодателем заключается либо трудовой договор, либо контракт. По трудовому договору уволиться можно, предупредив работодателя за месяц. Если же заключен контракт, работник обязан отбыть его до конца срока. Заключать контракты больше чем на пять лет нельзя.
- Мы сами в шоке. По законодательству невозможно заставить человека остаться на работе, а тем более отправить на принудительные работы, - рассказал «Известиям» директор одного из деревообрабатывающих заводов в маленьком городе. – Скорее всего, все работники будут переведены на долгосрочные контракты. А если они захотят уволиться, это нужно будет делать по согласованию с губернатором. Какой смысл его держать? Если я не уволю, человек пойдет к губернатору, и губернатор его тоже не удержит.
Как полагает лидер белорусского независимого профсоюзного движения Геннадий Федынич, абсурдный запрет на увольнение вполне могут прописать законодательно.
- В Белоруссии все возможно. Конечно, это противозаконно. Это больше похоже на военное положение, когда работники не могли покидать заводы, меняли только руководителей. Но неужели мы уже дожили до военного положения? Людям надо повышать зарплаты хотя бы до 800 долларов. Тогда будут стоять очереди из желающих работать. И надо модернизировать предприятия по-настоящему. Сейчас руководство хочет сделать модернизацию за счет ограниченных бюджетных средств, и за счет людей, которых хотят сделать заложниками. Это закончится плачевно.
Кстати возможность принудительного труда прописана в белорусской конституции. По 41 статье главного закона «принудительный труд запрещается, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении».