Древние греки, во всем ценившие умеренность, в то же время умели наслаждаться жизнью. Весьма популярным увеселительным мероприятием у них были так называемые «симпосии». Кстати, нынешнее такое серьезное научное название «симпозиум» – родом оттуда, из Древней Греции. Как же проходили эти самые симпосии?
Приглашали на симпосий обычно людей, близких по духу. Ведь собирались вместе не столько для того, чтобы вкусно поесть, а больше для того, чтобы душевно пообщаться, отдохнуть. Поводом к его проведению могло послужить любое событие, как значительное, так и не очень. Как говорится, было бы желание, а повод найдется.
Для таких пиров отводили место в доме, где проживали мужчины – в андронах.
Устройство греческого дома
Порядочных женщин на такие пиры не звали, ведь для дам считалось крайне неприличным участие в пирах. За исключением гетер, призванных развлекать публику. Их, наоборот, приглашали специально.
К симпосию приглашенные гости, которые назывались симпосиастами, готовились весьма основательно, откладывая все другие дела, – тщательно мылись, натирались благовониями, надевали специальную праздничную одежду – обычно это был хитон – и венки из листьев винограда, плюща, мирта. И старались не опаздывать – у греков это считалось дурным тоном, да и опоздавших никогда не ждали – начинали без них.
Придя в дом, гости разувались, рабы мыли им ноги, и по указанию хозяев гости занимали заранее отведенные для них места. Устраивались они на специальных обеденных ложах – апоклинтрах, богато украшенных и покрытых пушистой тканью с изысканными узорами. Эти ложи были установлены так, чтобы во время трапезы можно было спокойно на них возлежать, опираясь на левую руку, и двигаться при этом почти не приходилось.
В назначенное время появлялись небольшие столики с закусками и вином. Для удобства столики были ниже лежаков. Рабы и слуги выносили гостям в специальном сосуде воду для омовения рук, и после этого начинался пир.
Симпосий на мужской половине греческого дома
Вилок и ложек тогда еще не было в помине, поэтому ели греки руками, объедки летели прямо на пол. Там их съедали собаки. Вместо салфеток использовали куски хлеба, которые затем тоже выбрасывали собакам.
После основной части пиршества наряду с возлияниями начиналась беседа, иногда интеллектуальная, иногда не очень. Предварительно определялись, кто будет на пиршестве главным распорядителем – симпосиархом. Беседовать могли на любую тему – о политике, о войнах, о литературе, на философские темы и темы морали, или обсуждать насущные вопросы – цены на урожай и заморские товары.
Философ на пиру
Вино греки пили разведенное водой 1:2 или 1:3, роль виночерпиев обычно исполняли молодые юноши. Прекрасные гетеры также прислуживали на пиру.
В обязанности симпосиарха входило следить за ходом беседы, направлять ее в нужное русло. Весьма ценилось и приветствовалось использование по ходу беседы метких острот, удачных цитат, стихотворных строк, некоторые легко сочиняли их на лету. Очень хорошо умели поддерживать беседу гетеры, которых специально этому обучали. Поэтому с ними было интересно. Иногда все вместе принимались решать предложенную кем-нибудь из гостей увлекательную задачку.
Не забывал симпосиарх следить и за состоянием гостей – кому следует налить еще, а кому уже и хватит. Также главный распорядитель определял, сколько воды добавлять к вину, кто будет говорить тост…
Выступали танцоры, акробаты, певцы.
Да и сами сотрапезники время от времени затягивали застольные песни, которые у греков назывались сколии. Легкие вина и сладкая музыка флейтисток будоражили кровь.
На многих греческих вазах запечатлены моменты, когда греки с упоением слушают музыку, исполняемую на флейтах.
Любили греки во время пира устраивать различные веселые соревнования – например, плескали на меткость жидкость, чаще всего это были остатки вина, или старались удержать сосуд, но не руками, а, допустим, на ноге или зубами.
Игры на симпосиях
Хотя вина во время пира пили много, но сильно не напивались, у греков это было не принято. Считалось, что пить можно, пока чувствуешь, что сам сможешь добраться до дома. Но не у всех это получалось – люди есть люди.
Некоторые, напившись допьяна, в порыве безудержного веселья, могли начать бить посуду. Или писать на посуде и на стенах разные непристойности. И археологи действительно находили такие надписи, явно сделанные нетрезвыми греками, на некоторых осколках. Таких гостей, конечно, после пиршества приходилось доставлять домой.