Храмовый комплекс Абу-Симбел в Нубии – это одна из немногих достопримечательностей, которая была перенесена со своего исторического места. Для спасения чуда египетского зодчества из зоны затопления понадобилось четыре года и 42 миллиона долларов. Зато сегодня этот храм по праву называют одним из символов Египта. Он впечатляет не только размерами скульптур, но и гениальностью инженерной мысли древних египтян.
Тайна Священной горы
Эту гору считали священной ещё до того, как Рамсес II решил увековечить память о себе, воздвигнув храмовый комплекс. Позже арабские моряки нарекли это место Абу-Симбел – отец хлеба, потому что из-под песков, окутавших храм, виднелся единственный барельеф: мужчина в древнеегипетском фартуке, который напоминал меру хлеба.
Лишь в 1813 году храмы были обнаружены швейцарцем Буркхардтом, исследователем, притворившимся арабом для изучения Нила. Исследователь впервые дошёл до третьих порогов великой реки и обнаружил занесённые песками четыре головы с коронами фараона. Проводники из местных жителей, сопровождавшие Буркхардта, не смогли объяснить ничего об этих гигантских изваяниях. Исследователь сообщил о своём открытии, и по его следам тут же к третьим порогам отправился с экспедицией кладоискатель Бельцони.
Он лично руководил раскопками, а когда они были окончены, Бельцони написал в своём дневнике об обнаруженном великолепном храме. Красота находки настолько поразила его, что он не чувствовал никакого разочарования от того, что сокровища ему найти так и не удалось.
Большой и Малый храмы
В священной стометровой горе, состоящей из песчаника, примерно в XIII веке до н. э. были вырублены два храма. Большой храм был воздвигнут в честь самого Рамсеса II и призван был увековечить военные победы фараона и талант правителя. Малый храм Рамсес II воздвиг для любимой своей жены Нефертари, о чём и сделана соответствующая запись на одной из колонн.
Вход в Большой храм окружен четырьмя монументальными статуями высотой 20 метров каждая. Троны, на которых восседают статуи, украшены изображениями богов Нила, связывающие папирус и лилию, знак единства Нижнего и Верхнего Египта. У ног фараонов разместились статуи, изображающие Нефертари, под ногами фараона – побеждённые враги. Удивительно, как древним мастерам удалось достичь портретного сходства с Рамсесом при огромном размере статуй. Несомненно, система пропорций была хорошо известна авторам скульптур.
В Большом храме 14 залов, уходящих вглубь на 60 метров. Самый большой зал достигает 8 метров в высоту и занимает площадь 288 квадратных метров. На его стенах изображены, в основном, военные сцены и надписи, воспевающие величие и победы фараона.
Малый храм, посвященный Нефертари, выглядит более изящно. Его 5 залов украшены статуями богов и царственных особ. Колонны его венчаются изображением лица богини Хатхор, которая властвует над любовью и радостью.
В Большом храме можно наблюдать необычное световое представление. Рано утром луч восходящего солнца проходит через вход, заливает светом 65-метровый коридор. После задерживается поочередно по 6 минут на фигурах богов Амона и Ра, стоящих в культовой нише, а затем на 12 минут останавливается на фигуре Рамсеса II. При этом статуя бога Птаха всегда остается в темноте. Данный эффект сохранился и после переноса храмового комплекса на новое место.
Спасение уникального храмового комплекса
В 1959 году было принято решение о возведении Асуанского гидроэнергетического комплекса на Ниле, который должен был регулировать уровень воды и производить электроэнергию.
Храмовый комплекс должен был полностью уйти под воду. Однако под эгидой ЮНЕСКО комплекс решено было спасти. Разрабатывалось сразу несколько проектов, от перемещения всей скалы целиком до создания огромного стеклянного колпака над комплексом, чтобы можно было любоваться храмами с лодок. Но впоследствии остановились на варианте спасения, предложенном шведской командой.
Весь комплекс должен был быть распилен на отдельные блоки, которые перевезут и соберут, как конструктор, на новом месте. По сделанным фотографиям и замерам планировались линии распилов, изучались свойства грунта на старом и новом местах.
Затем внутри храмов возводились специальные стальные леса, а малейшее подозрительное место в распиле щедро заливалось полимером, способным предотвратить разрушение блока.
Больше всего во время проведения работ инженеры были удивлены тем, что линии фасадов обоих храмов были расположены строго параллельно трещинам в грунте скалы, что позволяло использовать самые твёрдые породы в качестве опоры огромных статуй. При этом были учтены свойства грунта, в котором песчаник был скреплён окисью железа и почти не разрушался.
Со всеми необходимыми мерами предосторожности оба храма были распилены тонкими пилами на 1036 блоков, каждый из которых весил от 5 до 20 тонн. Всё сооружение было передвинуто на 200 метров дальше от реки и на 65 метров выше.
В этом грандиозном проекте приняли участие 65 стран, а стоимость его вышла порядка 42 миллионов долларов в ценах 1968 года.