Представьте себе мир без инфекций: ВИЧ нет, малярии нет, туберкулёза нет, гриппа нет, и так далее вплоть до простуды. Это конечная цель всех исследований, связанных с поиском антивирусных лекарств и вакцин.
Но что же будет, если это всё-таки случится?
ВИЧ с точки зрения сканирующего электронного микроскопа (изображение Cynthia Goldsmith, Centers for Disease Control and Prevention).
«Наша эволюция представляет собой постоянную гонку вооружений с патогенными микроорганизмами», — подчёркивает микробиолог-иммунолог Винсент Раканьелло из Колумбийского университета (США). На протяжении эпох в результате этой битвы отсеивались самые слабые особи. Если наступит мир, человечество довольно скоро ослабеет.
Однако это не так проблематично, как может показаться. В большинстве стран Запада люди уже превратились в искусственных животных, говорит г-н Раканьелло, имея в виду многочисленные способы вмешательства в работу организма во время болезни. Иными словами, естественный отбор, приводящий к выживанию только тех людей, которые обладают самой надёжной иммунной системой, уже в значительной степени сдан в утиль.
В самом деле, многие болезни могут быть уничтожены без потери эволюционной устойчивости нашего вида. «Нет никаких признаков того, что грипп играет роль в эволюции человека», — отмечает математик-эпидемиолог Ним Аринаминпати из Принстонского университета (США). Патоген способен повлиять на геном человечества только в том случае, если он стремится убить жертву до того, как она произвела на свет потомство, а грипп губителен в основном для пожилых, которые уже передали свои гены по наследству.
Между тем малярия нацелена как раз на молодых, и поэтому во многих тропических странах естественный отбор идёт полным ходом: дети со слабой иммунной защитой гибнут, а обладатели антималярийных генов остаются. В развитых странах малярия давно искоренена без каких-либо заметных эволюционных потерь. А если это сделать в Африке и других страдающих регионах?
Малярийный паразит настолько силён, что многие дети болеют снова и снова почти непрерывно. «Они не могут ясно мыслить, чувствуют себя ужасно, ходить в школу невозможно, вести продуктивную жизнь не имеет смысла», — говорит г-н Раканьелло. То же самое можно сказать о ВИЧ. Короче говоря, подобные болезни — приставка к бедности. «Если избавиться от инфекционных заболеваний путем вакцинации, мы внесём огромный вклад в победу над бедностью, ибо люди смогут вести продуктивную жизнь», — отмечает специалист.
И хотя уничтожение малярии, туберкулёза, сонной болезни, ВИЧ и других тропических язв приведёт к значительному росту населения в тех областях, которые и без того уже страдают от высокой рождаемости и продовольственного кризиса, эти социально-экономические проблемы будет гораздо проще решить в здоровом обществе. «Если значительная часть этих людей займётся делом, они обязательно что-нибудь придумают», — говорит г-н Раканьелло.
Выходит, искоренение инфекционных заболеваний пойдёт нам на пользу? Или нет? Быть может, регулярные простуда и грипп, когда мы молоды, нам помогают? Не способствуют ли эти вирусы нашему росту, развитию обмена веществ и даже органов? Эксперты не могут однозначно ответить на эти вопросы, потому что у них ещё не было возможности изучить человеческие популяции, лишённые вирусов, тогда как популяции без патогенных бактерий и паразитов на Западе встречаются.
«Только после появления антибиотиков мы узнали, что отсутствие полезных бактерий в организме приводит к аутоиммунным заболеваниям — например, аллергии, — рассказывает г-н Раканьелло. — А вот наши знания о вирусах пока хромают. Никто не знает, что хорошего они делают для нас».
С аллергией можно жить, но может статься, что некоторые доброкачественные вирусы играют в нашем организме более важную роль, считает г-н Аринаминпати. Поэтому мы, как всегда, должны быть осторожны в своих желаниях.
Подготовлено по материалам Life's Little Mysteries.
Источник: Компьюлента