1. Вы устали делать одно и то же изо дня в день

Монотонная работа может нравиться или успокаивать нервы. Но если это не ваша история, рутина без творчества будет напрягать. Не нужно убеждать себя, что всё хорошо и все так живут. Повторяющиеся задачи есть в любой деятельности, но где-то перекладывание бумажек превращается в самоцель. Если у вас есть потребность созидать, вы не сможете обманывать себя до бесконечности и заниматься тем, в чём не видите смысла.

Творчество — это не только про художников и музыкантов. Программисты, например, тоже считают свою профессию творческой: одна и та же техническая задача может быть реализована по-разному, а изящное решение — требовать нестандартного подхода.

 
Яна Числова, 29 лет. Была секретарём в Госдуме, ушла в тестировщики ПО.

Мой диплом юриста был, скорее, подарком маме. После универа я работала амбассадором бренда вина, потом отучилась на курсах и стала графическим дизайнером. Но оказалось, что такое творчество у меня лучше идёт в формате хобби. К тому же, полиграфическая компания закрылась, и мне пришлось снова искать работу. Я напрягла юридические извилины и устроилась секретарём в Госдуму, а между тем искала «свою» профессию.

Странным образом все мои представления об идеальной работе сошлись в ИТ: интересные задачи, гибкий график, хорошая зарплата и надёжные компании, которые не закроются завтра. Тогда я пошла на ИТ-курсы, год училась, параллельно продолжала заниматься госзакупками. А потом появилась вакансия, и оффер ушёл ко мне. Работа оказалась именно такой, как я себе представляла.

2. Вы работаете в токсичном коллективе

Если к вам плохо относятся коллеги — к чёрту такой коллектив. Может показаться, что в сплетнях за вашей спиной или неуважении нет ничего страшного. Потерпел и ушёл домой.

Но оцените это в контексте всей вашей жизни. Человек проводит на работе примерно 100 000 часов. Это больше десяти лет. Вряд ли вы готовы проводить всё это время с людьми, которые вас ни во что не ставят.

Эмоциональная стабильность на работе влияет Happiness Affecting the Workplace Environment and Employees Wellbeing даже на ваше здоровье. Поэтому нужно искать близких по духу коллег и работодателей, которые заботятся о сотрудниках. Тимбилдинги, Xbox и печеньки не просто так стали частью офисной культуры.

 
Лера Юрина, 25 лет. Была ивент-менеджером в Питере, стала учителем английского в Шанхае.
 

На прошлой работе начальница испытывала мою нервную систему на прочность. Она любила задавать неэтичные вопросы, например, есть ли у меня парень и когда я собираюсь заводить детей. Ещё она была уверена, что люди лучше запоминают, когда на них кричишь. Поддержки от коллег не было, скорее наоборот: при неурядицах с клиентом или начальством они выставляли меня виновником всех бед, а себя — спасителями ситуации.

Оставалось либо принять это и терпеть постоянное напряжение за зарплату, либо уходить. И я ушла. За две недели собралась в Шанхай и улетела преподавать английский язык деткам. Риски оправдались с лихвой: приключения, путешествия, рост зарплаты. В тёплом климате Шанхая я увлеклась бегом и даже одолела свой первый марафон.

3. Вы не меняете профессию только потому, что это сложно и дорого

Да, новая профессия потребует инвестиций. На обучение и период поиска работы нужно время и финансы. Зато когда переход в новую сферу состоится, вы начнёте заниматься тем, что вам действительно нравится. А не останетесь считать дни до пятницы.

К тому же, если вы не хотите уйти в хирургию или строительство ядерных ракет, заново получать высшее образование не нужно. Сейчас есть много прикладных курсов. Обычно для взрослых устраивают интенсивы: вы впахиваете в течение нескольких месяцев, а потом начинаете рассылать новое резюме. Даже сложные технические профессии при желании можно освоить меньше чем за год.

В этом году запустился сервис «Яндекс.Практикум» — удалённые курсы для желающих стать айтишниками. Сейчас есть программы по бэкенд-разработке, фронтенду, веб-разработке, data science и аналитике данных. К примеру, за шесть месяцев вы сможете научиться собирать и анализировать данные. За семь узнаете, как создавать сайты и веб-приложения. А за девять станете веб-разработчиком, умеющим взаимодействовать со сложными сайтами с базами данных. У каждого курса есть бесплатная вводная часть из 20 часов обучения и создания одного практического проекта.

 
Катя Семенютина, 27 лет. Была учителем английского, стала ИТ-консультантом.

Я изучала романо-германскую филологию, потом преподавала английский. Со временем поняла, что не вижу себя с указкой у доски. Многим детям языки были неинтересны, а мне не нравилось заставлять их учиться через силу. Я по-прежнему хотела применять иностранный в работе, но скорее в паре с каким-то более практическим навыком. Поэтому, когда меня пригласили в учебный центр одной ИТ-компании с возможностью дальнейшего трудоустройства, я согласилась. Проработала в поддержке больше трёх лет, и меня очень увлекла эта тема. Никогда не думала, что буду работать с информатикой, рейзить дефекты и закрывать таски — я даже таких слов не знала. Но сейчас мне всё очень нравится, а знание языков и межкультурных коммуникаций помогает в работе.

4. У вас нет никакой возможности для роста

Невысокая зарплата на старте — это нормально. Но со временем ваша ценность как специалиста увеличивается. Несправедливо и неправильно, когда оплата труда не следует за ростом.

Или, допустим, у вас сейчас неплохая зарплата. Но при этом вы точно знаете, что она останется такой ещё долго. Как и ваши обязанности. Компанию устраивает текущий уровень, и ваш рост ничего не изменит.

Подумайте, хотите ли вы работать всё время в одном статусе — без шанса на повышение или новую деятельность. К тому же, из-за инфляции и увеличения стоимости жизни ваша неплохая зарплата со временем будет обесцениваться. Поэтому ставку нужно делать на рост, а не стабильность.

Простой пример: зарплата секретаря 50 000 рублей, а стажёра в ИТ — 25 000. Казалось бы, секретарь получает больше, учиться много не надо — значит, лучше работать им. Но через три года зарплата секретаря останется такой же, а у ИТ-специалиста вырастет до 70 000. Ещё через шесть лет для секретаря по-прежнему ничего не изменится, а айтишник будет получать 120–160 тысяч.

Ищите компанию с прозрачной карьерной лестницей. Вы должны быть в курсе, какими навыками должен обладать сотрудник вашего уровня, старший специалист, руководитель. И знать, что делать, чтобы через пять лет занять кресло менеджера. В европейских фирмах распространена практика регулярной переоценки навыков — сотрудники проходят её каждые шесть месяцев или год. По её итогам вы либо идёте на повышение, либо получаете обратную связь о том, какие скиллы надо подтянуть.

 
Саша Туманенко, 30 лет. Была таможенным брокером, стала QA-инженером.

Я была таможенным брокером в частной компании — подавала декларации и сотрудничала с таможней. Хорошо зарабатывала, но обязанности были однообразными. А хотелось развиваться в сфере, где решение вопросов не зависит от настроения других людей или наличия связей. Моя подруга работала QA-инженером — это специалист, ответственный за качество ПО. Она рассказывала, как в её компании заботятся о сотрудниках, и это контрастировало с моими ненормированными буднями. Я решила попробовать. Начала читать литературу и решать кейсы.

Потом попала на трёхмесячную практику в компанию DataArt. Зарплата на старте была маленькой, но за пять лет, что я в компании, выросла в разы. Я начинала как стажёр QA, потом стала Senior QA, затем QA Lead, а сейчас я Project Manager. Когда я тестирую программу и не нахожу ошибок, моя команда говорит: «Таможня дала добро».

5. На этой работе вас держит только страх не найти новую

Ваши опасения резонны. Но это не значит, что нужно дать страху сковать вас и оставаться на нелюбимой работе. Лучше изучите рынок труда и попытайтесь понять, в какой из перспективных сфер вы могли бы лучше реализоваться.

Последние годы самыми востребованными остаютсяРынок труда в ИТ-отрасли ИТ-профессии: 38% всех вакансий относятся к этому сектору. Они же входят в топ самых высокооплачиваемых. При этом цифровые технологии проникают во все сферы, поэтому айтишники требуются как в индустрии красоты, так и в нефтегазовой отрасли. ИТ — это не всегда жёсткий кодинг. Это ещё составление и наполнение сайтов, проверка качества программ, консультирование клиентов.

Другие перспективные сферыHeadHunter назвал самые высокооплачиваемые отрасли в России — аналитика данных, стратегическое планирование, оценка рисков. В топе работ с хорошим потенциалом ростаТоп-10 профессий с потенциалом роста зарплат дохода — сервисный инженер, веб-дизайнер, блогер, веб-редактор, верстальщик и менеджер соцсетей.

 
Мария Минакова, 33 года. Была исполняющей обязанности нотариуса, стала парикмахером-колористом и блогером.

Я юрист по образованию, работала в суде, прокуратуре, потом целых девять лет в нотариальной конторе. У меня была хорошая зарплата и престижная должность. Но работа не делала меня счастливой, было чувство, что я не живу, а существую. Я терзалась сомнениями два года. Близкие в голос твердили, что такую работу бросать нельзя. Но я понимала, что хочу другой жизни.

В это время я увлеклась окрашиванием волос и смогла наконец решиться на увольнение. Пошла учиться в школу парикмахерского искусства. Меня это так затянуло, что я стала бесплатно делать окрашивания всем знакомым, экспериментировала с моделями. Так практиковалась семь месяцев, а потом нашла работу. Меня взяли очень быстро, потому что я горела энтузиазмом и уже владела самыми модными техниками. Сейчас я веду блог об окрашивании. Мне очень нравится делать людей красивыми и счастливыми. К тому же, я зарабатываю в два раза больше, чем в нотариальной конторе.

6. Вам нужно отсиживать часы

Отсиживать положенное количество часов в день, даже когда вся работа сделана — боль и мучение. Это непродуктивно для компании и утомительно для сотрудника. К несчастью, многие компании до сих пор не разрешают покидать офис раньше 18:00 или приходить на работу попозже.

В то же время адекватные работодатели дают сотрудникам свободу ориентироваться на результат, а не часы, когда есть такая возможность. Это уважение и доверие к человеку, который сам берёт на себя ответственность за работу.

 
Ксения Наумкина, 33 года. Была маркетологом, стала флористом.

После философского факультета МГУ я работала редактором, журналистом, копирайтером, затем стала маркетологом и выросла до руководителя отдела маркетинга. Работа мне нравилась, но угнетала офисная система и давление руководства. Я мечтала работать сама на себя. В детстве гостила у бабушки в Риге и там впервые увидела работы настоящих флористов — в России тогда мало что знали о такой профессии. Их цветочные композиции меня очаровали, воспоминания остались на всю жизнь. В один момент я решилась, предупредила работодателя, что скоро увольняюсь, и пошла на курсы флористики.

Честно скажу, было страшно. Но ещё страшнее — предать себя и даже не попробовать делать то, что нравится. Сейчас я флорист-фрилансер, оформляю локации для съёмок и праздников, делаю украшения из цветов, провожу мастер-классы. Благодаря прошлому опыту предлагаю своим клиентам дизайн полиграфии и текстовое сопровождение. У моей профессии ярко выраженная сезонность, и мне это нравится. Я мама и месяцы затишья могу полностью посвящать своим близким.

Решиться на смену профессии непросто. «Яндекс.Практикум» помогает людям сделать первый шаг к работе в сфере ИТ. На курсах есть бесплатные 20 часов — этого времени хватит, чтобы понять, подходит ли она вам. Кроме того, онлайн-сервис помогает выпускникам найти свою первую работу в ИТ: специалисты «Яндекса» изучили рынок и знают, где их учащихся охотно берут на должность джуниора.