В ходе заседания Консультативно-совещательного совета при обсуждении проблем медицинского обслуживания в Николаеве был поднят вопрос, куда деваются средства, поступившие в больницу в качестве благотворительной помощи. Причем часто такая помощь взымается с пациентов в «добровольно-принудительном» порядке: хочешь не хочешь, а заплати, иначе лечить тебя здесь никто не будет.
Заместитель начальника управления здравоохранения Александр Приходько сообщил, что эти деньги приравнены к бюджетным средствам, и все, что поступает на счет больницы, контролируется государственными органами.
- Затраты контролируются. И если они идут не туда, куда нужно, администрации тут же указывается, куда они должны идти, - сказал А. Приходько.
Все движения благотворительных средств четко расписаны в соответствующем Постановлении Кабинета Министров, но следуют ему не все больницы. Если есть нарушения или злоупотребления при получении и использовании благотворительных средств, специалисты управления выезжают с проверками и очень жестко наказывают самых нерадивых.
- Благотворительность сводится к одному: вы один раз по своей доброй воле вносите на счет больницы и больше не платите ни за что, - уверил заместитель начальника.
По его словам, есть три законных варианта, которые лечебные учреждения могут использовать для привлечения благотворительных средств: перечисление средств на счет больницы, работа с благотворительным фондом при больнице и перевод на счет в банк.
- Других благотворительных взносов просто не бывает. Все, что вы даете врачу, вы даете в карман...
С начала года на счета николаевских больниц поступило 3 млн. 594 тыс. гривен, из них 1 млн. 770 тыс. потрачено на приобретение медикаментов. Остальные деньги как бюджетные больница имеет право направить на свои нужды (ремонт аппаратуры и т.д.).
Тем не менее, Александр Приходько дал понять, что не всегда просьбы врачей о покупке чего-либо являются вымогательством. Человек может попасть, скажем, в травматологию, где нет определенных изделий, чтобы провести операцию. Ведь бывает, что отделение просто не получает их по бюджету, путем централизованных поставок. Поэтому врач может порекомендовать пациенту купить какие-то приборы для операции или посоветовать какие-то платные процедуры для более эффективного лечения, а уж пациент вправе выбрать сам.
Но нередки случаи, когда человека оставляют без выбора.
- Не буду называть фамилии, - продолжил А. Приходько, - но есть по больницам конкретные случаи, когда пишут «большая простынь». Человек идет, покупает. Потом приходит на следующий день, пишут еще одну большую простынь. Вот таких недобросовестных докторов мы предупреждаем, что они ходят под статьей за вымогательство.
- Жаловаться, первым делом, в управление охраны здоровья. Телефоны наши есть, - сказал заместитель начальника.
Руководство управления, по его словам, осуществляло выезды в лечебные учреждения - «проверяли мы очень дотошно, конкретно, смотрели, куда идет вся благотворительность». Результаты проверок рассмотрены на отдельном заседании («была очень принципиальная коллегия»), вынесено пять выговоров заместителям главных врачей.
Если есть врачи, которые «не понимают с первого раза», ставится задача главному врачу: побеседуйте, объясните, вывесите плакат с информацией о благотворительности. Как сделано, например, в БСМП — над кассой размещена вся информация, где описаны все права пациента в вопросах, касающихся благотворительных взносов.
Практика, когда врач выписывает пациенту перечень медикаментов и при этом называет конкретную аптеку, где он должен их купить, также наказуема: это говорит о сговоре врача с фармацевтами. Если столкнулись с подобным, обращайтесь к провизору-клиницисту (в лечебные учреждения вводится такая должность для контроля за назначением препаратов), главному врачу или непосредственно в управление.