Выборы 25 мая, в ходе которых Украина выбирала своего президента, а Николаев — нового мэра, прошли спокойно и без существенных нарушений. Об этом сообщила координатор избирательных проектов гражданской сети «ОПОРА» в Николаевской области Елена Кабашная на пресс-конференции в бизнес-центре «Александровский».
Определенные проблемы были связаны с работой комиссий — в частности, их неорганизованностью. Но это можно объяснить недостаточным количеством членов УИК — как объяснила Кабашная, если в комиссии 11 человек, а на участке голосует 2 тысячи, то справиться с таким объемом работы действительно сложно.
Наблюдатели от «ОПОРЫ» с удивлением фиксировали раздачу бюллетеней даже главами комиссий, потому что просто не успевали раздавать бюллетени, из-за чего на многих участках накапливались большие очереди.
Но Кабашная отметила и другой положительный момент — все участки были открыты вовремя, без задержек.
- Нас удивило: такой короткий срок организации и подготовки — и, тем не менее, очень эффективная, качественная подготовка комиссий, что нужно отметить. Кампания проводилась в очень трудное время и сжатые сроки. Кампания получилась не затяжная, не дорогостоящая, как это было раньше, - отметила координатор «ОПОРы».
Еще одной проблемной точкой в этой избирательной кампании стала работа реестров. Многих людей на оказалось в списках избирателей, о чем они узнавали уже непосредственно на избирательном участке.
- Почему это случилось, мы объяснить не можем, - сказала Кабашная. - Мы обращались и в комиссии за комментариями — окружные избирательные и городскую. Они сказали: да, такая проблема есть, но почему так — надо разбираться с реестрами.
Оказалось, что проблема коснулась не отдельных избирателей, а целых домов: некоторые вообще были выброшены из границ одного участка и оказались на территории другого. Это создавало нервозную обстановку и среди избирателей, и среди членов комиссий, потому что приходилось сначала искать людей в списках, а потом отправлять на другой участок.
Несмотря на отсутствие грубых нарушений избирательного законодательства, было несколько неприятных инцидентов. Самым показательным из них стал, пожалуй, конфликт на участке в Николаевском национальном аграрном университете, возникший вечером 25 мая между группой наблюдателей и членами УИК.
- Я считаю, что наблюдатели вели себя крайне нетактично, - озвучила свое мнение координатор ОПОРы. - И в принципе, я считаю, дальше должно быть правовое решение этого конфликта. Комиссия высшего уровня — Николаевская городская избирательная комиссия — нашла очень мудрое решение. Что касается поведения наблюдателей, то правовую оценку им дадут следственные органы, а дальше суд.
Как отметила в ходе пресс-конференции пресс-секретарь ОПОРы Виктория Тонковид, применения каких-то технологий, которые могли бы создать искусственный перевес в пользу какого-то из кандидатов, в этот раз зафиксировано не было. Появлялась информация о применении системы фальсификаций, известной под названием «Платочек». Суть ее состоит в следующем: избиратель приходит на участок, но член УИК дает ему расписаться не в той графе. Потом ошибка выясняется, у избирателя забирают бюллетень, выдают ему свежий. В комиссии оказывается неиспользованный бюллетень, а подпись за него уже стоит.
В такой ситуации на своем избирательной участке оказалась и сама Виктория — расписалась не в той графе.
- Мне член участковой избирательной комиссии галочку поставил, я расписалась. Потом смотрю: я расписалась не напротив своей фамилии. Говорю: «Подождите». - «Ой, а вы же тут». - «Да, я тут». В списках избирателей была графа «Помилка», он при мне внес туда данные, что это ошибка, поставил туда отметку. Потом я расписалась там, где должна была расписаться, бюллетень у меня никто не забирал. Дальше я нормально проголосовала в кабинке для голосования, - рассказала Виктория Тонковид.
Пресс-секретарь ОПОРы считает, что такие ситуации возникали не только из-за малого количества членов комиссий, что приводило к дополнительному напряжению, но еще и из-за того, что многие из них были новички и не имели элементарных навыков. Вместе с тем, подобные нарушения, по ее мнению, были не настолько массовыми, чтобы могли повлиять на конечный результат.