Народные депутаты предлагают разрешить пересекать границу всем, но при одном условии. Хочешь уехать – плати. Такой законопроект зарегистрировали в Верховной Раде.
Сайт ТSN.ua разобрался, что хотят изменить в законе и какие это может иметь последствия. Зачем властям нужно ограничение пересечения границы и как наказать тех, кто уехал незаконно. Какие еще могут быть механизмы выезда и сколько людей уедут, если открыть границу.
Автором законопроекта №8029 является народный депутат от фракции "Слуга народа" Георгий Мазурашу. В документе предлагается внести изменения в правила пересечения границы во время военного положения. А именно предоставить право выезда всем военнообязанным мужчинам в возрасте от 18 до 60 лет, при наличии одного из следующих документов:
"То есть при выезде за границу мужчины должны открыть счет в государственном банке с минимальным взносом 12 945 грн и пополнять его каждый месяц во время пребывания за границей на 1 306,5 грн с предоставлением банку разрешения перечислять эти взносы на спецсчет ВСУ", – объяснила в комментарии ТСН.ua адвокат Марина Бекало.
Законопроектом также предлагается брать "добровольные взносы" на ВСУ с мужчин, выехавших из Украины после 24 февраля 2022 года, при возвращении домой. Если в пункте пересечения они не смогут подтвердить наличие оснований для отсрочки военной службы во время мобилизации, то должны перечислить на спецсчет 25 890 гривен за каждый месяц пребывания за границей во время действия военного положения.
"Норма статьи предусматривает добровольную уплату такой суммы, но в то же время проектом предусматривается право на въезд в Украину при условиях, указанных в этом проекте, то есть при уплате взносов. Это означает, что въезд в Украину выехавшим без соблюдения этих требований мужчинам возможен только в случае уплаты взноса”, – рассказала ТСН.ua адвокат.
Однако Марина Бекало считает, что этот законопроект, скорее всего, не будет принят. Ведь, по ее мнению, у него много недостатков. Кроме того, его не поддерживают Министерство обороны и Государственная пограничная служба.
О целесообразности ограничения выезда за границу военнообязанным в украинском обществе спорят с момента его установления Кабинетом министров. Снова активно об этом заговорили после обострения конфликта в Израиле. Там выезд за границу гражданам не ограничили. Впрочем, очереди из добровольцев в военкоматы все равно выстроились. Такого ограничения, как в Украине, не было установлено ни в одной стране мира.
Бывший советник Офиса президента Алексей Арестович в комментарии сайту ТСН.ua рассказал, как это решение принималось правительством в начале полномасштабной войны. По его словам, тогда возник шоковый вызов и была необходима концентрация всех ресурсов.
“То есть общий лозунг был: все остаемся, все воюем. Потому что вообще было неизвестно, как поведет себя народ, армия. Ни один специалист не мог сказать, будут ли сопротивляться, какие именно области. Не будет ли перехода на российскую сторону, будет ли достаточно боеспособности, соберется ли терроборона, какая часть граждан захочет пойти в беженцы, мужчин именно я имею в виду. Никто не мог ответить на эти вопросы. Потому что испытание было таким, какое украинский народ еще не проходил. Команда была: закрываемся и мобилизуемся, сражаемся”, – рассказал экс-советник ОП.
И это было хорошо в первые 50 суток полномасштабной войны, считает Алексей Арестович. Однако, по его словам, когда стало ясно, что война затянется надолго, подход к мобилизации нужно было менять.
"После того, как шоковая волна прошла, и после провала Стамбульских переговоров стало понятно, что война уже идет надолго, это где-то начало-середина апреля, и противник ушел из-под Киева, с севера, из Харькова, Сум, Черниговщины. То есть фронт стал преимущественно южным и восточным. И что это очень надолго каток, нужно было менять подходы к мобилизации, по моему мнению. Уже урегулировать широкий круг вопросов, связанных с мобилизацией. В 21 веке насильно заставить людей воевать невозможно”, – считает Алексей Арестович.
По его мнению, мобилизовать необходимо через систему поощрения или "отрицательного поощрения". Впрочем, положительных стимулов должно быть больше, чем отрицательных. По словам Алексея Арестовича, в Украине достаточно мужчин, которые хотят воевать, однако они н уверены в нескольких вещах. Из-за этого количество уклонистов и беглецов за границу растет.
“Первая – будут ли их использовать должным образом. То есть должным образом обучать, экипировать и применять. Множество жалоб среди военных и мобилизованных в отношении порядка прохождения военной службы. К примеру, нельзя сменить бригаду, подразделение. То есть все мои друзья и родственники в одной бригаде, я хочу в нее, перевод занимает шесть месяцев, девять, год. Человек, который хочет перевестись, сразу становится "плохим", над ним начинают издеваться. Это заболевание нашей армии. С ним нужно что-то делать. Это один из примеров”, – рассказал экс-советник ОП.
Еще одна проблема, по словам Алексея Арестовича, в том, что мобилизованные не всегда используются по специальности. То есть, например, классный программист становится минометчиком. Хотя в кибервойсках он мог бы принести больше пользы.
“Сначала, разумеется, брали всех, давали пулемет и вперед в бой, потому что нужно было спасаться. Но сейчас, спустя полтора года войны, уже можно было упорядочить. Еще одна общая жалоба о "мясных" штурмах всех этих. У нас также хватает командиров, воюющих "по-российски". То есть вперед, меня не интересует, что там будет, в атаку. Но все же мы не можем себе этого позволить. Во-первых, по гуманным ценностным соображениям. Во-вторых, у нас мобилизационный резерв гораздо меньше, чем у россиян. Даже если цинично считать просто по головам. Их в четыре раза больше. Россияне могут позволить себе из экономики вынуть еще миллион мужчин. Если мы сейчас полмиллиона выймем, у нас станет экономика. Некому будет работать на предприятиях и тому подобное”, – рассказал Алексей Арестович.
Также многие украинские военные неуверены, что государство будет заботиться об их родственниках, если они получат ранения или погибнут, говорит экс-советник ОП. По его словам, с одной стороны, в Украине предусмотрены огромные выплаты средств семьям погибших, которые предоставляют международные партнеры. С другой – бюрократия, из-за которой некоторые семьи больше года не могут их получить.
“И вот мобилизованные солдаты или человек, которому предстоит мобилизоваться, понимает, что не уверен, что его должным образом используют по специальности. Не уверен, что его используют там, где он хочет служить. Не уверен, что его должным образом научат, экипируют и применят на поле боя. И он не уверен, что после его гибели или ранения помогут его семье. Какая после этого может быть мотивация? – говорит экс-советник ОП.
Поэтому в Украине растет количество мужчин, погибших при попытке переплыть реку на границе с Румынией или перейти перевалы в Закарпатье, считает Алексей Арестович. По его словам, счет таких уклонистов уже пошел на сотни.
“Что нас не украшает. И вот выходит, что в России, которая деспотична, мы воюем с этой деспотией, мы свободная страна, свободное общество. В России 20 тысяч мужчин ежемесячно приходят к военкоматам добровольно. А у нас, таких свободных, полно кадров, когда сотрудники военкоматов хватают людей и силой тянут в армию. Это тотально деморализует страну. Оказывает ненадлежащее впечатление на иностранных партнеров. Сказать, что свобода воюет с тиранией – не очень похоже. Когда на свободе силой хватают людей и тянут в армию", – рассказал Алексей Арестович.
Экс-советник ОП считает, что тотально менять систему мобилизации, поощрений к ней и социальную поддержку нужно было после первых 100 дней полномасштабной войны. Тогда, по словам Алексея Арестовича, если бы в Украине были проблемы с мобилизацией, то намного меньшие, чем сейчас.