8 августа прошла презентация аналитического отчета «Использование российскими ресурсами информационного алиби» от Центра противодействия дезинформации.
Презентовали результаты отчета заместитель руководителя ЦПИ СНБО Украины Анаит Хоперия и заместитель руководителя департамента противодействия информационным угрозам национальной безопасности Кирилл Викторов.
Эксперты Центра проанализировали, как Россия использует «информационное алиби» — тактику пропаганды, при которой страна-агрессор превентивно обвиняет Украину в действиях, совершенных самой Россией. По сообщению спикеров, таким преступлениям против украинцев, как удар по Мариупольскому драматическому театру, ракетный удар по железнодорожному вокзалу в Крамоторске, массовое убийство украинских военнопленных в Оленовке, предшествовали сообщениям в российских телеграмм-каналах о том, что «киевский режим готовит провокации».
В частности, аналитики Центра приводили пример сообщения в российском телеграмм-канале "Русский тарантасъ", где за четыре дня до авиационного удара по Мариупольскому драматическому театру было опубликовано сообщение о подготовке провокаций по Украине. Так, якобы «украинские воины вместе с администрацией драмтеатра собрали мариупольских женщин, детей и пожилых в здании театра, чтобы в удобный момент их взорвать, чтобы кричать на весь мир, что это сделала авиация России и срочно нужно закрыть небо».
После совершения преступления Россия начала дезинформационную операцию по переложению ответственности за удар по драматическому театру на Силы обороны Украины. Российским пропагандистским изданием была опубликована статья из интервью «беженки из Мариуполя», которая утверждала о причастности военнослужащих «Азова» к якобы подрыву здания театра. Экспертами из ЦПИ в сотрудничестве с Osint-агентством Molfar была идентифицирована женщина, которая дала такое интервью, а также определено, что ее отец по данным базы «Миротворец» является «пособником боевиков незаконной группировки «Сомали»».
Другим примером использования тактики «информационного алиби» эксперты по ЦПИ называют сообщения в российском телеграмм-канале «Незигарь» о подготовке ракетных обстрелов трех объектов из РСЗО HIMARS, одним из которых называли лагерь военнопленных в Оленовке. Это сообщение появилось за 24 дня до террористического акта государства-агрессора на территории колонии №120 в Оленовке. После атаки Россия начала дезинформационную операцию по дискредитации Президента Украины, который якобы отдал приказ нанести удар по Еленовке, чтобы военнопленные не свидетельствовали против власти.
Исследователи Центра также отметили спад количества применений тактики «информационного алиби» с конца 2022 года:
« В начале полномасштабного вторжения Российская Федерация пыталась построить себе имидж миротворца. Главная цель пропаганды тогда – создать русским войскам имидж миротворца. Тогда этих кейсов было гораздо больше. Но со временем весь мир увидел, какова Россия, какова ее пропагандисты и им все труднее убеждать кого-то, в том, что преступления совершили не они, а Украина. То есть этот спад можно зафиксировать с 2022 по 2024 год », – рассказал Кирилл Викторов.
Эти попытки обвинить Украину в собственных преступлениях пропаганда затем ретранслирует на Запад:
Такие сообщения в первую очередь появляются в российских телеграмм-каналах, которые направлены на российскую аудиторию. Но после совершения преступления эти месседжи начинают выходить из российского информационного пространства, появляться в украинском и международном.
Например, такую ситуацию мы могли наблюдать с Охматдетом, когда россияне начали утверждать, что это ракета «Patriot». И эти месседжи о ракетах мы могли увидеть у многих инфлюансиров на Западе. Люди в это верят, особенно на западе. Некоторые сообщения о ракете «Patriot» более 6 млн просмотров.
То есть информационное алиби может начинаться исключительно в российском информационном пространстве, но потом переходить и в украинское и международное », - рассказал Кирилл Викторов «Детектору медиа».
Анаит Хопери сообщила, что ЦПИ передает данные исследования в Офис Генерального прокурора, а также международным партнерам, что станет одной из составляющих доказательной базы в отношении совершенных Россией преступлений и случаев применения информационного алиби.