С начала второго президентского срока Дональда Трампа внешнеполитический курс США часто меняется и формируется без участия большинства чиновников по вопросам национальной безопасности.
Решения принимаются самим президентом и небольшой группой его ближайших соратников, пишет Reuters.
Такой подход позволяет Трампу быстро реализовывать свои идеи, обходя бюрократию, однако внезапные заявления и неожиданные шаги могут нанести ущерб отношениям с ключевыми партнёрами США.
За последние недели Трамп и его администрация несколько раз намекали на возможность применения силы в отношении Гренландии. Эти комментарии вызвали тревогу в Вашингтоне и среди союзников.
По данным источников, законодатели связывались с госсекретарём Марко Рубио и представителями Белого дома, выражая опасения и предупреждая о рисках политического кризиса, включая вероятность расследования по делу об импичменте в случае военного вторжения.
Хотя, как отмечают собеседники агентства, реальных планов военных действий не было, бывший сотрудник Пентагона и Белого дома Кори Шейк заявила, что сам факт угрозы уже подорвал доверие к США:
«Трамп настолько непоследователен в своих угрозах, что невозможно гарантировать, что он не повторит их снова».
Во втором сроке Трамп продолжает практику концентрации внешнеполитических решений в руках узкого круга доверенных лиц, исключая экспертов.
Так, во время переговоров о прекращении войны России против Украины осенью был разработан план из 28 пунктов при участии спецпосланника Стива Уиткоффа, зятя президента Джареда Кушнера и российского представителя Кирилла Дмитриева. При этом многие высокопоставленные чиновники Госдепа и Совета нацбезопасности не были проинформированы о процессе.
В Госдепартаменте заявили, что в администрации президента Трампа «царит атмосфера тесного сотрудничества», а преданные государственные служащие добросовестно реализуют приоритеты. Там также раскритиковали анонимные источники, которые «жалуются прессе» и не обладают необходимыми качествами для выполнения программы президента.
Напомним, Зеленский заявил о готовности гарантий безопасности от США к подписанию