Ретейл стал одной из первых отраслей, принявших на себя удар карантина. Но испытание простоем, длиной уже в два месяца, удалось пережить далеко не всем. Многие бутики не успели распродать свои зимние коллекции и обновить летний ассортимент. К тому же большие надежды, которые предприниматели возлагали на онлайн-продажи, не оправдались. Как результат, по разным оценкам, каждый десятый магазин брендовой одежды не переживет карантин. Но кризис для покупателей может стать выгодным. Чтобы получить деньги на новые закупки, бренды будут пытаться реализовать старые коллекции по бросовым ценам.
Длительный карантин и падение покупательной способности вынуждают собственников бутиков сокращать издержки, а в некоторых случаях даже закрывать магазины. «На первом этапе, как только объявили карантин, ретейлеры занялись оптимизацией: сначала персонал, затем арендованные площади, — рассказывает «Вести. Люди» директор консалтинговой компании UTG Евгения Локтионова. — Многие ТРЦ (под управлением компании столичные ТРЦ Lavina Mаll, Globus, Ocean Plaza, «Дарынок» и «Рынок Одесса». – Авт.) сами и сразу объявили о том, что арендная плата отменяется. Но, к сожалению, так поступили не все. А потому те собственники, которые не смогли договориться о дисконте, вынуждены были расторгать договоры».
Второй этап, по словам Локтионовой, начался буквально недавно — это старт заключения договоров на следующие периоды (6 или 12 месяцев работы). При этом, несмотря на частичное снятие карантинных ограничений, ретейлеры все равно ведут переговоры о том, чтобы спецусловия для них были продолжены. «Связано это в первую очередь со снижением покупательной способности. Все понимают, что в ближайшие полгода ждать возвращения товарооборота на докризисный уровень не стоит. А соответственно, нужно продолжать сокращать расходы», — говорит директор консалтинговой компании UTG.
По ее словам, в ближайшие два-три месяца многие ретейлеры, не выдержав карантина, вероятно, будут закрываться. Или точнее, не откроются после карантина. «Основное закрытие коснется частных предпринимателей, которые имеют до трех-четырех магазинов, а также неустойчивых сетей. На ретейлеров сейчас давят сразу три фактора: непроданные коллекции, падение покупательной способности и лето как сезонный фактор. Так как у нас была теплая зима, многие не смогли продать свои коллекции. А значит, уже вошли в карантинный период без должного денежного запаса. Сверху легла весенняя коллекция, которая тоже не была продана. Сейчас у нас уже середина мая, когда востребована летняя коллекция, а на складах еще лежат «зима» и «весна». К тому же летний период — это всегда период затишья», — отмечает Локтионова.
Впрочем, страдают даже крупные бренды. Как рассказала «Вести. Люди» коммерческий директор подразделения Property Management в инвестиционной компании Dragon Capital Наталья Кравец, после карантина в объектах их компании (это столичные ТРЦ Aladdin, Piramida, Smart Plaza Obolon, Victoria Gardens (Львов) и SkyPark (Винница. — Авт.) может не возобновить работу порядка 5–10% арендаторов. Кроме того, они были вынуждены расторгнуть договоры с тремя крупными украинскими ретейлерами. «На сегодняшний день мы договорились со всеми иностранными ретейлерами, хотя это было сложно. Но, к сожалению, вынуждены были расторгнуть договоры с тремя украинскими компаниями. Это крупные сетевые ретейлеры, которые имеют порядка 50 магазинов. Мы выставили помещения, которые они занимали, на рынок, и практически все они уже заняты новыми арендаторами. Были также арендаторы, которые еще месяц назад говорили нам, что готовы закрывать чуть ли не 30% своих магазинов. Но позже изменили свое мнение», — сказала нам Кравец.
На сегодняшний день, по ее словам, большинство арендаторов, с которыми у компании были договоры, готовы открываться. «Да, есть проблемы с наполнением летней коллекции, поскольку из-за карантина многие брендовые фабрики были закрыты. Есть проблемы, связанные с отсутствием оборотных средств на возвращение и содержание персонала. Но бизнес готов с этим всем справиться, если мы выйдем из карантина в ближайшее время», — сказала «Вести. Люди» Кравец.
При этом даже после снятия ограничений на работу ТРЦ, как считает основатель консалтинговой компании NAI Ukraine Виталий Бойко, отрасль восстановится не сразу. «Для многих ретейлеров может быть проблемой вернуть свой персонал, который разъехался из Киева, или обновить коллекции. Ведь даже если нужная коллекция и будет на складе, не факт, что хватит товарных остатков, чтобы осуществлять нормальную торговлю. Поэтому первое время мы увидим много закрытых магазинов. Выйти на полноценную работу сети смогут ближе к осени. И то не везде, а только в тех объектах, которые сейчас являются лидерами потребительского внимания. Те, которые и так теряли потоки, после карантина недосчитаются большого количества арендаторов. Потому что потребители изменят поведение. Скорее всего, люди больше не будут ездить по нескольким ТРЦ, как раньше, а будут выбирать один и ехать целенаправленно туда. Если уж рискнуть, то один раз», — говорит нам Бойко.
Тем временем кризис может стать хорошей возможностью для тех, кто хочет обновить свой гардероб. Как отмечает Локтионова, падение общего товарооборота будет стимулировать крупные сети бороться за покупателей и делать скидки. «Ближайшие 12 месяцев нас ждет массовое появление магазинов с дисконтным товаром от брендовых бутиков, которые будут распродавать свои коллекции «зима и весна», чтобы хотя бы освободить склады и получить средства для дальнейших закупок», — говорит эксперт. Вероятно, изменится и подход к ведению бизнеса. Как объясняет Кравец, в кризисные периоды ретейл, как правило, переходит на особые правила расчета. «Это снижение фиксированной арендной платы (иногда практически до нуля) и внедрение процента от товарооборота в качестве оплаты аренды. Поэтому мы сейчас разрабатываем методики, как усилить этот контроль. Разумеется, не у всех есть зарегистрированные кассовые аппараты. Также мы понимаем, что есть часть арендаторов, которые могут недобросовестно подавать отчеты о товарообороте. А когда для арендодателя это становится основным источником дохода, то усиленный контроль необходим», — отмечает Кравец.
Карантин также стал мощным и внезапным толчком к экспансии бизнеса в онлайн. «Если бы не он, то руки у ретейлеров не дошли бы до этого еще очень долго. А сейчас попробовал организовать свою онлайн-площадку практически каждый», — говорит «Вести. Люди» Бойко.
Но эта экспансия с треском провалилась. «Исходя из отчетов по рынкам разных стран, средний процент товарооборота, который ретейлеры смогли восстановить путем перехода в онлайн, составил 30%», — сказал нам Бойко. В Украине с этим дела оказались еще хуже — порядка 10–15%. Такое состояние дел, по словам Локтионовой, объясняется тем, что покупки часто носят эмоциональный характер. «Основной портрет нашего покупателя — это женщина, которая совершает все основные покупки. А у 95% женщин главную роль при покупке играет эмоция, которую она ощущает. Онлайн не дает того, что может дать поход в магазин, где вокруг вас бегает консультант, советует и общается. Поэтому в онлайн начали покупать товары в основном необходимого порядка. Например, детскую одежду, спорттовары, краски и прочее», — говорит Локтионова.