Новости

На НГЗ подробно рассказали и показали, как хранят красный шлам (фото)

16:00—03 Ноябрь 2021На НГЗ подробно рассказали и показали, как хранят красный шлам (фото)1000+
Яна Денисова, специально для «Новости-N»

Николаевский глиноземный завод хранит красный шлам в соответствии со всеми требованиями и стандартами — точно так же отходы от производства глинозема хранят во всем мире, где существуют аналогичные предприятия.

Об этом сообщили на НГЗ, пригласив журналистов непосредственно на предприятие.

На заводе заверили, что всегда готовы не только подробно рассказать, но и показать условия хранения складируемого шлама, чтобы развенчать всевозможные мифы и фейки, распространяемые вокруг данной темы «псевдоэкологами».

На предприятии уточняют, что красный шлам – это отходы, появляющиеся в процессе производства глинозема. Мировая практика аналогичной деятельности доказывает, что единственный путь утилизации шлама — это его ответственное хранение в месте производства.

Больше всего людей в шламе пугает его цвет. Снимки шламполей с красными «марсианскими» пейзажами — один из источников манипуляции и запугиваний со стороны «экоактивистов». На самом деле ничего опасного в красном цвете нет. Африканская почва, которую используют в производстве, имеет такой цвет от природы, она насыщенна бокситами и железом. Бокситы, в свою очередь, являются сырьем для производства глинозема – белого порошка, из которого затем делают алюминий.

Что касается шлама, то, как и любые отходы, он просто имеет особые условия хранения. Во всем мире используются две технологии складирования – мокрая и сухая. Обе широко используются за рубежом, обе до последнего времени применялись и на НГЗ.

Мокрое складирование происходит, когда на шламовое поле доставляют шлам, смешанный с водой, заполняя этой массой гидроизолированный бассейн. Такая технология использовалась на первом шламполе НГЗ, но от нее отказались.

Это поле уже выведено из эксплуатации, 64 гектара рекультивировано, там теперь обычный зеленый луг, растут трава и кустарники.


Сухое складирование считается более прогрессивным. Этот способ, заимствованный в Ирландии, используется на втором шламполе НГЗ.

Это участок специально обустроенного поля. На его дне – искусственная прочная мембрана, которая предотвращает проникновение шлама в почву. Каждый слой уплотняют два 16-тонных шнекохода, изготовленных по заказу в Австралии.

По периметру шламового поля расположены контрольные скважины наблюдения глубиной до 60 метров, а 100% территории этого шламполя оборудованы автоматической спринклерной системой пылеподавления (технология заимствована у аналогичного завода в Ирландии).

Также избежать попадания шлама в воздух помогают водяные пушки и мобильная водяная туманообразующая установка. Зимой поверхность шламполя обрабатывается снежной пушкой, что создает защитный снежный покров, не давая шламу попадать в атмосферу.

Шламполя оборудованы системой видеонаблюдения, при помощи которой за состоянием поверхности наблюдают круглосуточно, что позволяет оперативно реагировать на любые изменения. Кроме того, здесь также есть собственная метеостанция — зная о приближающемся дожде или ветре, на предприятии принимают соответствующие меры для недопущения каких-либо инцидентов.

Также завод имеет замкнутый цикл водооборота. Техническая вода не сбрасывается во внешние водоемы, а вновь возвращается в производственный процесс. Поэтому у завода сейчас возникла необходимость в обустройстве пруда, чтобы отвести техническую воду из шламового поля № 1, осушить и завершить его рекультивацию. На самом деле пруд – это единственное сооружение, которое сейчас планируют построить на заводе. Тем не менее псевдоэкологи активно распространяют фейки о «ядовитом шламе», «о строительстве нового шламполя», пытаясь тем самым запугать несведущих людей.