Власти Лихтенштейна направили жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), княжество требует возвращения земель, конфискованных Чехией в конце Второй мировой войны. Об этом пишет Financial Times (FT).
Как отмечает FT, Лихтенштейн оспаривает суверенитет Чехии над более чем 2 тыс. кв. км территории, что более чем в десять раз превышает нынешнюю территорию княжества. Эти земли включают барочную резиденцию Вальтице и неоготический замок Леднице, которые внесены в список культурного наследия ЮНЕСКО.
Территории были конфискованы на основе чехословацких декретов Бенеша, согласно которым князья Лихтенштейн объявлялись коллаборантами нацистского режима Германии.
«Для нас незаконное применение чехословацких указов и его последствия остались нерешенным вопросом», — сказала FT министр иностранных дел Лихтенштейна Катрин Эггенбергер. По ее словам, дело затрагивает фундаментальные вопросы суверенитета, а конфискация без компенсаций неприемлема.
«Чем меньше страна, тем важнее отстаивать свои права», — отметила Эггенбергер.
Заместитель министра иностранных дел Чехии Мартин Смолек, комментируя жалобу, отметил, что, согласно предварительной позиции страны, дело не должно рассматриваться в ЕСПЧ. По словам Смолека, ранее суд не занимался вопросами, возникшими до принятия Европейской конвенции по правам человека.
Научный сотрудник исторического института в Москве Сергей Кудряшов в беседе с РБК заявил, что разные страны время от времени поднимают подобные вопросы, однако документы, устанавливающие границы в Европе, не позволят им добиться положительного для себя результата. «Как вы знаете, после Второй мировой войны менялась территория Польши, Советского Союза, Германии, Венгрии. Долго шли споры, акции. В 70-х годах было подписано Хельсинкское мирное соглашение, которое окончательно установило границы в Европе. Его подписали все европейские страны. Это было большое достижение [лидера СССР Леонида] Брежнева. Если к этому возвращаться, мы столкнемся с таким клубком противоречий, что этот вопрос сложно будет отрегулировать», — считает он.