Председатель Николаевской ОГА Николай Круглов: «Земля должна стать товаром»
Председатель Николаевской ОГА Николай Круглов: «Земля должна стать товаром»
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE
К 20-летию независимости Украины газета «Комсомольская правда» организовала проект «1991-2011: Энциклопедия независимой Украины»: публикуются материалы об особенностях регионов нашей страны. В рамках проекта интервью «КП» дал глава Николаевской областной администрации Николай Круглов. Ниже приводим его без изменений.
20 лет для молодого независимого государства – достаточный срок, чтобы твердо заявить о себе как о стране, которая стремится к положительным преобразованиям чтобы год от года изменять к лучшему жизнь людей, живущих в этой стране. А что может сделать за такое же время отдельно взятый регион? Об этом «Комсомолка» беседовала с председателем Николаевской облгосадминистрации Николаем Кругловым.
– Николай Петрович, как Николаевщина развивалась со времени обретения независимости Украиной, что изменилось в регионе за этот период?
– За 20 лет в Николаевской области произошло многое: и хорошее, и не совсем. Это обычная ситуация, когда происходят серьезные, глубинные процессы. Изменения происходили не только в экономике, но и в обществе, в сознании людей. Я могу вам сказать как человек, проживший всю жизнь в Николаевской области: люди сильно изменились. Новое поколение, наши дети и внуки – не такие, как мы. Они жестче, информационно более развиты, более избирательны. Сегодняшние средства массовой информации показывают, что за 20 лет трансформация произошла, в первую очередь, в этом направлении.
Появились частные терминалы
– Как развивалась экономика области?
– Поменялась ее структура. Если у нас львиную долю раньше занимало машиностроение, то на сегодняшний день пищевая и перерабатывающая промышленность дают нам около 40% валового продукта. Если раньше ее удельный вес составлял около 1%, то теперь она вышла на первое место, и играет всевозрастающую роль. Выработка электроэнергии занимает 17%, машиностроение, представленное турбинным заводом, – порядка 15%. А все остальное приходится на оставшиеся отрасли. Очень серьезное развитие получил морехозяйственный комплекс, в первую очередь, портовое хозяйство. Большую роль здесь сыграло то обстоятельство, что в 1989 году Николаев перестал быть закрытым портовым городом, что, однозначно, мешало его развитию. После этого в портовой деятельности появилось то, чего раньше не было, – частные терминалы, которые конкурируют с государственными. В этом году впервые у нас появились серьезные проекты по ветроэнергетике, следом за которыми пойдут промышленные образцы установок по переработке солнечной энергии для получения электричества. Кроме того, остаются традиционные для нашей области добывающие отрасли: гранитные, песчаные карьеры, а также атомная энергетика. Большие связи дает нам морехозяйственный комплекс, в результате чего на рынке появляются серьезные зернотрейдеры, трейдеры по производству масличных культур и всего остального. Растет удельный вес новых производств таких серьезных фирм, как «Сандора», «Президент», производств смешанного капитала: российского, украинского, французского, итальянского.
– Кроме экономических, есть еще и социальные вопросы. Ведь за экономическими процессами стоят реальные люди, которые хотят получать отдачу от государства. Каковы успехи в социальной сфере? Чувствуют ли люди, что власть работает для них?
– Сказать, что за 20 лет люди резко это почувствовали, и всем стало хорошо жить, было бы абсолютно неправильно. Мы живем в тот период, когда во всем мире идет экономический кризис, который неизменно накладывает свой отпечаток на решение каких-то социальных проблем. Одно из наших достоинств – насыщенность районных больниц медицинским оборудованием. В предыдущие годы я имел возможность хорошо изучить экономику области, когда служил начальником Главного планового экономического управления еще при советской власти. Теперь могу сравнить с тем, что у нас сейчас происходит в социальном плане.
Земля должна стать товаром
– Какие реформы были проведены в Николаевской области?
– Если сказать двумя словами, то в вопросах газификации мы продвинулись лучше, чем при Советском Союзе. Вместе с тем, одновременно с реформами, которые начались в агропромышленном комплексе, в сельской местности возникли проблемы. Мы резко потеряли рабочие места, потому что были ликвидированы колхозы, совхозы, как форма хозяйствования. Но в перспективе, в ходе последующей реформы, которую мы затеяли, я думаю, мы получим положительный эффект. Наша задача – сдвинуть с места земельную реформу, чтобы земля стала товаром, но таким образом, чтобы при этом, решив законодательно все вопросы, мы не потеряли ее как национальное достояние. Только тогда земля будет участвовать в экономическом развитии региона. Ведь на сегодняшний день человек, с одной стороны, вроде бы является собственником земли, но воспользоваться ею, чтобы извлечь какие-то качественные ресурсы, он не может.
– Во многих районах сейчас остро стоит проблема сокращения школ. Как обстоят дела в вашем регионе?
– С этой проблемой столкнулись и мы. В нашем регионе стало больше новых современных школ. Однако и это – процесс двусторонний, потому что вместе с ним у нас появляется проблема наполняемости школ в сельской местности. Ее тоже нужно решать. Зато сегодня число детей, которые имеют возможность учиться в вузах, становится больше. Подавляющее большинство выпускников школ, от 70 до 90 процентов, продолжает учиться дальше и приобретает специальности. В этом отношении для нас главный вопрос: как создать рабочие места для наших будущих выпускников? Сегодня как раз в Украине происходит смена поколений – и в управлении, и во всех ветках власти. Наша задача – максимально активизировать молодежь таким образом, чтобы мы не получили в результате революцию, от которой общество только проигрывает.
– Каким в таком случае вы видите будущее Николаевской области, скажем, еще лет через 20?
– На сегодняшний день у нас есть неплохо разработанная программа, но ежегодно она все равно требует усовершенствования, поскольку в течение этого времени постоянно происходят изменения: появляются новые направления, производства и так далее. У меня оптимистичное восприятие того, что сейчас происходит, и оно базируется не просто на субъективных умозаключениях, а на реальных инвестпроектах, на реальных деньгах, на реальных новых рабочих местах, которые появляются у нас в области. Можно сказать, что область стала открытой. А это непременно даст толчок для серьезного развития отдельных районов в ближайшие 5 лет. Мы делаем ставки особенно на Березанский и Очаковский районы. Я думаю, что к этому времени мы уже сможем говорить о новых направлениях в развитии Николаевского региона.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Николаевская область производит: 72% детских соков, 12,3% виноградного вина, 100% газовых турбин, 20% атомной электроэнергии в Украине.