Кто тревожится о «Гранитно-степном Побужье»?

19.08.2009 в 14:13
Кто тревожится о «Гранитно-степном Побужье»?

Кто тревожится о «Гранитно-степном Побужье»?

Взяться за ответ заставила серия опубликованных в местных газетах материалов А.Чиженко, посвященных созданию Национального природного парка «Бузький Гард» («Тривога за «Гранітно-степове Побужжя» - «Рідне Прибужжя» от 08.08.2009 г. и «Прибузький вісник» от 15.08.2009 г., «Час для прийняття виваженого рішення» - «Рідне Прибужжя» от 13.08.2009 г.), в которых автор с невероятной методичностью пытается убедить читателей в быстроте и неожиданности создания национального парка.

«Невероятной» скорость создания Национального природного парка «Бугский Гард» может показаться лишь человеку абсолютно незнакомому с непростой историей этого сложного процесса, который от момента возникновения замысла и до его реализации длился двадцать лет. Основой идеи создания парка было стремление николаевской общественности сохранить эту чудесную землю от затопления Константиновский водохранилищем. Следует напомнить, в 1989 году было собрано более 200 тысяч подписей населения против расширения Южно-Украинского энергокомплекса и за сохранение уникального природного комплекса долины Южного Буга. Результатом той общественной кампании стало проведение первой в СССР экологической экспертизы, выводы которой и положили конец Константиновскому гидрокомплексу и предоставили возможность создания заповедного объекта. Тогда и возникло название «Гранитно-степное Побужье».

Путь до национального природного парка был долгим и многоэтапным: 

- сначала на территории будущего национального парка было создано ряд небольших объектов природно-заповедного фонда местного значения: заказников, заповедных урочищ, памятников природы;

- затем, в 1994 году, основан региональный ландшафтный парк «Гранитно-степное Побужье»; 

- а с 2004 года продолжался процесс разработки проектной документации по национальному природному парку.

Неожиданность, по мнению автора статьи, для депутатского корпуса «спущенного сверху» Указа Президента вызывает сомнение, ведь именно депутатами Верховной Рады, где есть представители от Николаевской области, еще в 2000 году был принять Закон «Про Загально державну програму формування національної екологічної мережі України на 2000 - 2015 роки», которым и предусматривалось создание национального природного парка на базе регионального ландшафтного парка. Вопрос «Гранитно-степного Побужья» дважды рассматривался на заседании комитета Верховной Рады по вопросам экологии при участии представителей Николаевской области. В состав рабочей группы по созданию национального природного парка входили председатель и секретарь постоянной комиссии по вопросам экологии, охраны окружающей среды, природопользования и ресурсосбережения. Депутаты пяти районных советов рассматривали этот вопрос на сессиях в 2006 и 2008 годах. Председатели всех одиннадцати сельских и поселковых советов, участки которых входят в состав парка представили свои согласования. Без этой сложной процедуры в области, прохождения министерств, ведомств, государственных комитетов, Национальной академии наук создание национального природного парка невозможно. Лишь в области согласительная документация составила свыше девяносто документов. Таким образом, создание национального природного парка не является неожиданной инициативой Президента Украины, которому Законом «Про природно-заповідний фонд України» предоставлено право подписывать Указы об объявлении объектов природно-заповедного фонда общегосударственного значения. 

Почему изменилось название? Кажется, что запорожцы, основав Гард-на-Буге или Бугский Гард в XVII веке, не слишком углублялись в семантику слов. Слово «гард» происходит от слова «городить», и гардами назывались местные каменные сооружения с деревянной оградой для лова рыбы, которые были широко распространены в южном регионе с каменистыми реками. Эти объекты рыболовли, привязанные к месту расположения Запорожского административного и населенного пункта, дали и название местности. Кстати, и в Мигии, и в районе хутора Львов были такие гарды, некоторые просуществовали до 1947 года. Именно под названием Бугский Гард регион был известен во всем Запорожье, Буго-Гардовая паланка Войска Запорожского была наибольшей из всех территориальных единиц Новой Сечи. И именно на территории Буго-Гардовой паланки запорожцами было основано земляное укрепление Орлик - нынешний район Первомайска Ольвиополь (слово, кстати, греческого, т.е. западного происхождения, но почему-то ухо не режет). Очень хорошо нашу местность с географическим названиями и события, которые здесь происходили во времена Запорожской Сечи, описал академик Д.Яворницкий еще в XIX веке во всемирно известной «Истории запорожских казаков». Бугскому Гарду там отведено достойное место. Следовательно, если названию «Гранитно-степное Побужье» лишь двадцать лет, то названию «Бугский Гард» свыше двух столетий. Это название объединяет природную и историко-культурную составляющие территорий, входящих в состав национального природного парка. Странно, что автор, несомненно имеющий представление об истории Николаевщины, списывает все на какие-то мистические «политзаказы Запада». 

Непонятно также, почему автор статей до их написания не обратился за разъяснениями к той же дирекции регионального ландшафтного парка «Гранитно-степное Побужье», которая находится в Мигии (опять слово греческого происхождения). Поверхностность подготовки газетного материала подтверждается и тем, что даже местность на фотографии в статье не относится к территории «Гранитно-степного Побужья» – на снимке изображен район так называемого третьей мельницы в пределах города Первомайска. 

Это наводит на мысль о заказном характере материалов, целью которых является формирование у читателей негативного образа созданного заповедного объекта. Вроде бы и людей не послушались, и название не то, и политика вроде бы какая-то замешана. В не столь давние времена такими статьями начинались кампании травли и дискредитации. Наверное создание государственного природно-заповедного объекта и повышение степени его охраны очень нарушило чьи-то планы и виды на земельные участки. По этому поводу следует вспомнить волну недоверия в районах в 1994 году после объявления решения облсовета о создании регионального ландшафтного парка «Гранитно-степное Побужье». Но прошло некоторое время и сегодня мы, жители Николаевской области, по праву гордимся одним из «7 природных чудес Украины», ее национальным достоянием. При этом необходимо заметить, что если не рассматриватиь вопрос затопления части территории парка с целью достройки Ташлыкской ГАЭС, и областной совет, и областная государственная администрация за 15 лет существования регионального ландшафтного парка сделали максимум возможного для поддержания на необходимом уровне дирекции, развития и охраны его территории. 

Пришло время и для повышения уровня заповедного объекта – национальное достояние должно иметь и национальный статус. Процесс этот не простой и вопросы, поставленные депутатами – членами рабочей группы областного совета понятны: и относительно процедуры изменения заповедного статуса, и ликвидации юридического лица, и гарантий трудового коллектива, и территорий регионального парка, которые не вошли в состав национального, и имущества областной общины. Как видно вопросы довольно сложные процедурно, и решать их нужно взвешенно, без поднятия ажиотажа в прессе, а тем более, не мешая сюда политику. 

Привлекает внимание и умозаключения автора статей о том, что лично у него «доверия к нашей столичной власти нет» и его уверенности в том «что ее нет почти ни у кого», из чего следует глубокомысленный его вопрос о том, будет ли повышение статуса заповедного объекта позитивным для области ?.. Думаю, этот вопрос может даже не обсуждаться, так как мы – николаевцы можем гордиться тем, что уголок нашей природы получил статус национального достояния. Впрочем, НПП «Бузький Гард» с получением общегосударственного статуса никуда с Николаевщины не девается. Или плохо, что финансирование парка будет из государственного бюджета, а в местном будет из-за этого экономия, которую можно направить на три других региональных ландшафтных парка области? Или может из Киева сюда пришлют работников на бюджетную зарплату? Хватит ли у Киева денег обнести колючей проволокой 180 км периметра национального парка и поставить «крепких парней с автоматами» на 150 въездах на территорию? Чем отличается вытаптывание краснокнижной флоры обычным гражданином от вытаптывания сановитымы гостями? Много ли А.Чиженко видел краснокнижной фауны в этом регионе, в которую можно стрелять? Следует признать, что существовании таких слухов есть и доля вины дирекции регионального ландшафтного парка. Значит, не на должном уровне была поставлена эколого-информационная работа, не на достаточном уровне установлены связи с общественностью.

У национального природного парка «Бугский Гард» как у маленького ребенка впереди долгий и сложный путь становления. Это и разработка необходимой документации, и создание соответствующей инфраструктуры, и подготовка грамотного персонала, и благоустройство территории, и очень много другой природоохранной, на первый взгляд незаметной, работы. Проведенные опросы свидетельствуют о том, что о красоте, уникальных свойствах и объектах этой местности лучше знают посетители из других уголков Украины и зарубежья, чем местные жители. Поднятие эколого-образовательной работы на необходимый уровень и является одной из главных задач НПП, наряду с природоохранной и туристической функциями. А также проведение научно-исследовательской работы и разработки природоохранных рекомендаций в регионе. Это в отношении «липового научно-исследовательского института», который по словам А. Чиженко якобы «обнесут колючей проволокой и будут охранять крепкие парни с автоматами ...».

Интересно, также, почему такое беспокойство об этом уникальном природный объекте, который, как отмечает автор статьи, находится «в самом сердце Николаевской области», о «редкой краснокнижной фауне» и «такой же флоре» у представителей депутатского корпуса Николаевского областного совета возник именно сейчас, когда вопрос сохранения этой уникальной части украинской природы дошел до своего логического решения на государственном уровне, а не тогда, когда областные депутаты голосовали за уничтожение одной из наиболее ценных участков парка - Гардового порога для достройки Ташлыкской ГАЭС? 

И не слишком ли много лишних финансов у Николаевского областного совета для того, чтобы финансировать региональный парк, в существовании которого теперь нет никакого смысла? Может, было бы целесообразным рассмотреть вопрос о создании нового регионального парка на территории области? Живописных мест с ценными объектами растительного мира, которые нуждаются в защите от уничтожения, в нашем крае еще достаточно ...



Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив