Соединённые Штаты, Россия и Китай — три ведущие ядерные державы — в течение последнего года провели серию испытательных запусков межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Эти действия, по мнению экспертов, свидетельствуют о новом витке гонки вооружений и ставят под вопрос устойчивость глобального стратегического баланса. Об этом идет речь в статье, опубликованной американским изданием Newsweek.
Американский сигнал
На этой неделе ВВС США провели испытание ракеты Minuteman III без боевого заряда. По данным Командования глобальных ударов, запуск был направлен на проверку «надёжности, готовности и точности» системы.
Президент Дональд Трамп, выступая на американском бизнес-форуме, заявил, что США «остаются ядерной державой номер один».
«Мне неприятно это признавать, потому что это ужасно, — отметил Трамп. — Россия занимает второе место, Китай — с отставанием — на третьем. Но они догонят нас через четыре–пять лет. Возможно, нам следует поработать над планом по ядерному разоружению. Посмотрим, сработает ли это».
По данным Федерации американских учёных, ядерный арсенал США насчитывает около 3700 боеголовок, у России — 4309, у Китая — около 600.
Москва отвечает испытаниями
22 октября Россия провела масштабные ядерные учения под руководством Владимира Путина. По данным Кремля, были испытаны ракеты «Ярс», «Синева» и крылатые ракеты воздушного базирования.
«Я поручаю министерству иностранных дел, министерству обороны и спецслужбам сделать всё возможное, чтобы собрать дополнительную информацию, проанализировать её в Совете безопасности и представить предложения по подготовке к испытаниям ядерного оружия», — заявил Путин.
Запуск «Ярса» без боевого заряда состоялся с космодрома Плесецк, ракета достигла полигона Кура на Камчатке. Как подчеркнули в Кремле, учения позволили проверить готовность командования и эффективность системы управления стратегическими силами.
Пекин сохраняет сдержанность
В Китае испытания МБР проводились в сентябре 2024 года — впервые с 1980-х годов. Ракета DF-31AG с учебной боеголовкой была запущена в сторону международных вод южной части Тихого океана.
Официальный представитель МИД КНР Мао Нин заявил, что испытание носило «законный и плановый» характер:
«Китай привержен политике неприменения ядерного оружия первым и использует его исключительно в целях обороны. Мы готовы работать со всеми сторонами, чтобы поддерживать авторитет Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и защищать международный режим разоружения».
Ядерная карта мира
По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), девять стран мира обладают суммарно 12 241 ядерной боеголовкой, из которых около 9614 находятся в состоянии готовности. Развёрнуты — 3912.
Старший научный сотрудник SIPRI Ханс Кристенсен отмечает, что эпоха ядерного сокращения подходит к концу:
«Мы наблюдаем явную тенденцию к росту ядерных арсеналов, усилению риторики и отказу от соглашений по контролю над вооружениями».
Что дальше
Эксперты пока не берутся прогнозировать, последуют ли Россия и Китай примеру США и проведут собственные испытания в ответ на запуск Minuteman III. Однако факт остаётся: все три державы активно модернизируют свои арсеналы, обновляют компоненты ядерной триады — МБР, атомные подводные лодки и стратегическую авиацию.
Глобальная стабильность вновь балансирует на грани. Как отметил один из аналитиков SIPRI, «мир возвращается в эпоху, когда сдерживание снова становится главным языком дипломатии».