Многие украинцы опасаются новой американской администрации, так как она обещает сменить политику в отношении России — страны, которая вторглась на украинскую территорию, насильственно аннексировала в 2014 году Крымский полуостров и организовала так называемые «сепаратистские» движения, чтобы взять под свой контроль часть востока Украины. Кроме этого нас тревожит, что на фоне воцарившейся в Европе неприязни к истеблишменту на предстоящих в разных странах Континента выборах к власти могут придти лидеры, готовые договариваться с Кремлем.
Эти договоренности не должны заключаться через головы более чем 40 миллионов украинцев. С конца 2013 года наши граждане постоянно демонстрируют, что они готовы сражаться, если у них попытаются отобрать перспективу жизни в свободной, демократической, толерантной и справедливо устроенной стране. Тем, кто ищет «реалистические решения», имеет смысл это учитывать.
Однако инстинктивная реакция многих украинцев на новые обстоятельства — требовать того же, чего и раньше, но еще активнее и настойчивее — может оказаться неэффективной. Нам следует прекратить назойливые просьбы, приспособиться к новым реалиям и помочь нашим иностранным друзьям помочь нам.
Появление в Вашингтоне новой администрации может дать Украине возможность внести свой вклад в решение проблемы российской интервенции.
Да, мы не должны отказываться от фундаментальных принципов нашей борьбы и нам следует по-прежнему отстаивать право Украины выбирать свой путь, охранять свою территориальную целостность и строить успешную страну. Москва должна выполнять взятые ей на себя в рамках Минских соглашений 2014 и 2015 годов обязательства по прекращению конфликта на Восточной Украине. Она должна обеспечить установление перемирия и вывести своих боевиков и тяжелое вооружение — чего она пока не сделала.
Однако это, в свою очередь, может стать частью более широкой картины. Мы должны быть готовы идти на болезненные компромиссы во имя мира. Нам имеет смысл рассмотреть следующие идеи:
- Украине следует задуматься о временном отказе от членства в Европейском Союзе как от заявленной цели на ближайшее будущее. Мы можем быть европейской страной и привилегированным партнером ЕС и без этого, а о вступлении в него поговорить позже.
- Хотя мы продолжаем считать, что Крым принадлежит Украине и должен быть ей возвращен, вопрос о Крыме не должен стоять на пути договоренностей, способных прекратить войну на востоке на справедливых условиях.
Украине потребуется от 15 до 20 лет, чтобы добиться высоких темпов экономического роста и стабилизировать инфраструктуру, систему социальной поддержки и финансовую систему. В такой Украине, бесспорно, захочет жить все население Крыма — точно так же, как Восточная Германии захотела стать частью Западной Германии.
- Конфликт на востоке был инициирован из-за рубежа. Это не гражданская война и не движение за независимость. Условий для честных выборов там не будет, пока Украина не вернет себе полный контроль над своей территорией. Однако, возможно, нам придется закрыть на это глаза и принять результаты местных выборов. Да, идти на такие компромиссы, вероятно, означает подводить многострадальных украинцев с востока. Однако если это необходимо, чтобы продемонстрировать стремление Украины к мирному восстановлению своего единства, нам, вероятно, следует быть готовыми к таким решениям, так как они могут спасти тысячи жизней.
Мы должны сфокусироваться на помощи тем, кому пришлось оставить родные города и кто не может вернуться из страха перед репрессиями и опасностями. Нам следует предложить им всю возможную поддержку, чтобы они могли заново выстроить свою жизнь в новой реальности.
Наконец, давайте признаем, что в краткосрочной и среднесрочной перспективе Украина не вступит в НАТО. Нам никто этого не предлагает, а даже если бы и предлагали, такое предложение могло бы привести к международному кризису беспрецедентных масштабов. В данный момент нам нужно искать альтернативные способы обеспечить свою безопасность и необходимо осознать, что нам следует быть готовыми сохранять в ближайшем будущем нейтралитет.
Украине будут нужны гарантии безопасности. В Будапештском меморандуме 1994 года США, Россия, Британия, Франция и Китай обещали Украине безопасность в обмен на ее отказ от ядерного арсенала. Мы доверяли этому соглашению, но, когда Россия вторглась в Крым, нам пришлось на собственном горьком опыте убедиться, что обещания — это еще не гарантии.
Украине следует подготовить подробные реалистичные предложения по всем этим пунктам. Мы также должны дать понять, что мы, продвигаясь в сторону свободной, единой, мирной и безопасной Украины, готовы согласиться с постепенным сворачиванием санкций, введенных против России.
Спасенные жизни украинцев стоят тех болезненных компромиссов, которые я предлагаю. Мы должны продемонстрировать, что Украина способна решать собственные проблемы и участвовать в решении глобальных проблем в рамках международной коалиции.
Когда Дональд Трамп выступал в 2015 году по видеосвязи на моем форуме Ялтинская европейская стратегия, он заявил, что он глубоко уважает Украину и что, по его мнению, мы не получаем ту поддержку, которой заслуживаем. Я надеюсь, что его симпатия к Украине может стать основой для полноценных переговоров и соглашений, способных в итоге обеспечить мирное урегулирование.
Г-н Пинчук — украинский промышленник и филантроп.
The Wall Street Journal, США. Перевод - ИноСМИ.