Нашумевшая история с массовым отравлением подопечных в частном доме престарелых в Николаеве летом 2024 года всколыхнула город, подняв на поверхность большое количество проблем, связанных с работой подобных учреждений. Ведь речь не только о качестве питания пожилых и больных людей, а в принципе о том, насколько можно доверять подобным заведениям своих близких.
Выяснилось, что данное конкретное учреждение было зарегистрировано просто как ЧП. Никаких особенных разрешений связанных, например, с оказанием медицинской помощи, соблюдением требований к персоналу или к помещению, где будут находиться пожилые люди, не получало. Как заявил в беседе с корреспондентом «Новостей-N» директор Николаевского областного центра контроля и профилактики болезней МОЗ Украины Владимир Клочко, там царила «полная антисанитария», и заведение «никто не проверял».
После того, как ситуация с массовым отравлением стала достоянием общественности, заведение закрыли. Справедливость восторжествовала? Как бы не так! Оказалось, учреждение закрыли всего лишь «на промывку» - оснований для остановки его деятельности нет, недочеты, указанные нагрянувшими проверяющими, вроде как устранили.
Сейчас пансионат продолжает работать, принимать стариков, и как, оказалось, вопросы к качеству услуг остались, и не только к конкретно этому дому престарелых.
Отдала отца ходячего — забрала на коляске
В редакцию «Новостей-N» обратилась жительница Николаева Наталья, чей отец Валерий Михайлович пробыл в доме престарелых в Корабельном районе, где отравились подопечные, с марта по сентябрь 2024 года. При этом, по его словам, отвезла она его туда ходячего, а забрала недвижимого, с пролежнями и некрозом тканей.
У отца Натальи есть заболевание, требующие постоянного присмотра, но возможности не работать и сидеть постоянно с ним нет. Поэтому жительница Николаева и решила найти уютное место с соответствующим квалифицированным уходом. По ее словам, при первом посещении ей понравилась тихая обстановка и наличие закрытого дворика в пансионате, где могут гулять подопечные. Именно поэтому она выбрала это учреждение.
Однако уже через несколько месяцев Наталья экстренно забрала отца, так как, по ее словам, уход в заведении оставлял желать лучшего. Женщина обратила внимание, что с каждым ее посещением отец все меньше встает, не гуляет во дворе, как раньше.
Поняла она причину столь спокойного состояния отца еще спустя некоторое время — обнаружила на его теле пятна ярко-розового цвета, они беспокоили пожилого мужчину и чесались. Начали выяснять — оказалось, аллергическая реакция. Наталья начала лечение, попутно пытаясь выяснить, что же дало такую реакцию. Вот тут-то и выяснилось, что папе давали лекарство, которое ему не прописывал врач, и которое привело к возникновению побочных эффектов.
- Выяснилось, что они там не любят ходячих — у них не так много персонала, им удобнее, чтобы пациент больше лежал в комнате, поэтому они без назначения врача дают успокоительное, не уведомив родных. Он был активный, и много ходил, в том числе и по ночам, что не всем нравилось. Его стали привязывать к кровати. Начали давать нейролептик – чтобы спал. Этот препарат назначают при лечении шизофрении и биполярных расстройств, которых у него нет, у него другой диагноз, и лечение ему выписала врач-невропатолог. В один из приездов после данного препарата застала его в состоянии овоща: ноль реакции на меня и то, что происходит вокруг. Лежал и смотрел в потолок, - рассказала Наталья.
Вроде проблему решили, разобрались, препарат перестали давать, но на этом неприятности не закончились. Оказалось, из-за постоянного нахождения в кровати пенсионеру начали надевать памперсы, а под ним возникли пролежни.
- Их мне показали, когда уже было очень запущенное состояние. Ему меняли памперс и должны были это видеть, но мне ничего не сказали. Можно было не доводить до такого серьезного состояния, температуры и интоксикации всего организма. Я приходила в пансионат все это время, и такая стадия пролежней не за один день образовалась! Человек гнил заживо, всем было все равно. Почему скрывали и не сообщили, хотя бы по телефону? Забрала его домой с температурой 39, - рассказывает Наталья.
Дома дедушке продолжили лечение.
-У отца начался некроз, участки тканей пришлось удалять. Благодаря «заботе» пансионата 74-летний пенсионер терпел мучения от обработок ран, перевязок. В общей сложности побывал в двух больницах за небольшой промежуток времени, - поделилась женщина своей историей.
Сейчас ее отец дома, но его состояние его гораздо хуже чем то, в котором она отдала его в тот самый частный пансионат.
- Мне кажется, этот заведение не для тех, чьим пожилым родственникам нужен уход, а для тех, кому надоели их родные, и они хотя от них избавиться поскорее, - делает горький вывод Наталья.
Куда идти за помощью?
История Натальи и ее отца заставила задуматься: а как быть в таких ситуациях, когда дома нет возможности ухаживать за больными и немощными стариками? Куда обращаться?
Чтобы выяснить, какие учреждения предоставляют в Николаеве услуги по уходу за пожилыми людьми, «Новости-N» обратились с информационным запросом в департамент труда и социальной защиты Николаевского городского совета. Там ответили, что на сегодняшний день на сегодняшний день в Реестре поставщиков социальных услуг Единой информационной системы социальной сферы числятся следующие учреждения и предприниматели, которые предоставляют социальные услуги по уходу за пожилыми людьми:
1. Николаевская областная организация Общества Красного Креста Украины «Госпиталь Украинского Красного Креста», зарегистрированная по адресу: г. Николаев, ул. Центральный 21; оказывают ряд социальных услуг, в том числе – уход на дому, стационарный уход.
2. Физическое лицо-предприниматель «Сущенко Аркадий Константинович», зарегистрировано по адресу: г. Николаев, ул. Марка Кропивницкого (Потемкинская), 15А; предоставляет ряд социальных услуг, в том числе – стационарный уход, дневной уход.
3. Благотворительная организация «МЕЖДУНАРОДНЫЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД «ВОЛОНТЕР ЮА», зарегистрированная по адресу: г. Николаев ул. Защитников Николаева (Декабристов) 19, кв. 12; внесен ряд социальных услуг, в том числе - услуги по уходу на дому и стационарный уход.
4. Общественная организация «Николаевская организация инвалидов войны, Вооруженных Сил и участников боевых действий», зарегистрированная по адресу: г. Николаев, ул. Шевченко 71; предоставляет ряд социальных услуг, в том числе – уход на дому, дневной уход.
5. Общественная организация «Николаевский городской совет ветеранов», зарегистрированная по адресу: г. Николаев, ул. Адмиральская 23; предоставляет ряд социальных услуг, в том числе – уход стационарный, дневной уход.
В этот же реестр внесены данные и о коммунальных учреждениях – поставщиках социальных услуг, подведомственных департаменту труда и социальной защиты населения Николаевского городского совета:
1. Городской территориальный центр социального обслуживания (оказание социальных услуг), юридический адрес: г. Николаев, ул. Мореходная 9/2; предоставляющая ряд социальных услуг, в том числе уход на дому.
2. Городской гериатрический дом милосердия имени Святого Николая, расположенный по адресу: г. Николаев, ул. 2-я Набережная, 1, который предоставляет ряд социальных услуг, в том числе стационарного ухода.
Как видим, центра, куда отдала своего отца Наталья, и где случилось ЧП с массовым отравлением, в этом списке нет. Сам вопрос о том, что такие заведения должны обязательно регистрироваться, например, в том же департаменте соцуслуг, не стоит — такого требования украинским законодательством не предусмотрено. Впрочем, даже если бы оно и было, то это ни на что не повлияло бы - в настоящее время никакого контроля качества услуг в подобных учреждениях нет.
Проверки под запретом
Из-за того, что в стране военное положение, вот уже практически три года контролирующие органы не осуществляют какие-либо плановые проверки работы субъектов хозяйственной деятельности.
«Департамент труда и социальной защиты населения Николаевской городского совета осуществляет мониторинг предоставления социальных услуг в соответствии с Порядка проведения мониторинга предоставления и оценки качества социальных услуг утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 1 июня 2020 № 449 (с изменениями). Также следует отметить, что в соответствии с п. 18 Порядка, указанного выше, оценка качества социальных услуг не производится в случае введения на территории Украины или административно-территориальной единицы, где предоставлялись социальные услуги, чрезвычайного или военного положения, и в течение трех месяцев после его прекращения (отмена)», - сказано в официальном ответе «Новостям-N».
Ранее подобные проверки проводились, и даже была создана временная рабочая группа, куда входили представители департамента труда и социальной защиты населения, управления по развитию потребительского рынка, Николаевского городского управления ГУ Госпродпотребслужбы в Николаевской области, ГУ ГСЧС в Николаевской области и ГУНП в Николаевской области.
«По результатам проведенной работы установлен ряд недостатков в работе субъектов хозяйствования и приняты меры по их устранению. Указанные мероприятия проводились до 23.02.2022 включительно, о чем каждую среду в ДСЗН НОГА (департамент социальной защиты населения Николаевской областной государственной администрации, - прим. ред) направлялась информация. С 24 февраля 2022 года, в связи с военной агрессией РФ против Украины, проведение проверок по поводу предоставления услуг по проживанию и/или содержанию пожилых людей, лиц с инвалидностью и других граждан группы риска невозможно (п.18, абз. 2 Постановления Кабинета Министров Украины от 01.06.2020 №449 «Порядок проведения мониторинга предоставления и оценки качества социальных услуг» (с изменениями)», - проинформировали в департаменте.
Примерно такой же смысл содержался в ответе на запрос «Новостей-N» от ГУ Госпродпотребслужбы в Николаевской области. На примере все того же частного дома престарелых в Корабельном районе Николаева нам сообщили, что подобного рода заведения могут осуществлять свою деятельность на основании одной только регистрации мощностей по производству пищевых продуктов, а законных оснований для проведения проверок на сегодня нет.
Решение о приостановке деятельности в случае какого-либо ЧП, требующего внеплановой проверки, может быть вынесено, но оно ограничено в сроках — закрыть можно максимум на 10 дней. А проводить плановые проверки нельзя из-за военного положения в стране.
Кроме того, в департаменте труда и соцзащиты ответили, что за период с 2021 по 2024 год жалоб, обращений и сообщений о чрезвычайных событиях, происходивших в учреждениях, предоставляющих социальные услуги по проживанию пожилым людям, к ним не поступало.
А как в других странах?
За границей дома престарелых пользуются популярностью — не считается стыдным или неприличным, если пожилые или больные родители, бабушки и дедушки, живут в специализированном учреждении. Наоборот, общество воспринимает такое отношение к старикам, как заботу, ведь проживание в таких пансионатах стоит недешево. Это с одной стороны. С другой — представить себе в них отсутствие каких-либо комфортных условий, ухода, квалифицированного персонала или, не дай Бог, оперативной медицинской помощи — немыслимо.
Например в Японии, проживание в пансионате считается частью традиционного подхода к заботе о старшем поколении.
В Великобритании действует система поэтапного или «ступенчатого» ухода . По мере старения пожилым людям сначала предоставляют помощь на дому — социальные работники посещают стариков и помогают, например, приготовить еду или убрать. Затем может приходить сиделка, медсестра, а после возможно постоянное размещение в доме престарелых или доме сестринского ухода.
В Германии для пожилых людей могут предоставлять отдельное жилье — что-то вроде общежитий, где бабушки и дедушки могут жить все вместе, получать надлежащую поддержку, но при этом продолжать вести активный образ жизни и не чувствовать себя беспомощными.
Дома престарелых в США могут иметь отдельную направленность — например, для пенсионеров, которые хотят заниматься рисованием или музыкой. В таких учреждениях преподаватели проводят занятия по этим направлениям, подопечные также могут изучать иностранные языки или осваивать понравившуюся профессию. Поэтому пожилые люди сами выбирают пансионат, в котором хотят провести свою старость. И да, в США все подобные учреждения - частные, государственных нет, но оплачивается пребывание там частично за счет медицинской страховки, еще часть взносов компенсируют благотворительные организации, и меньшую долю оплачивает семья — если она есть.
И конечно же, к подобным заведениям приковано пристальное внимание — начиная от квалификации персонала и заканчивая системой вентиляции, ведь в данном случае речь идет о репутации. И уж точно никто не разрешит открыть пансионат для пожилых людей без медицинской лицензии.
К сожалению, в Украине не урегулированы требования к таким учреждениям в принципе. А сейчас, во время войны, и вовсе никто не проверяет заведения подобного типа. Большинство работают «полулегально», просто открыв ЧП и зарегистрировав мощности по производству пищевых продуктов. Никаких других документов, например, о противопожарной безопасности помещений или соблюдении санитарных норм, как правило, в таких пансионатах нет — тем более, проверки не предусмотрены. А значит, то, как ухаживают за стариками в подобных учреждениях — на совести тех самых предпринимателей, для которых частные дома престарелых — бизнес, инструмент заработка.
Поэтому первое, что нужно сделать, перед тем как оформить бабушку или дедушку в такой пансионат — это запросить все документы, которые есть у предпринимателя. Да, по закону можно и обойти этот момент, но если человек, даже не под угрозой проверки, все равно вызвал необходимые службы, проверил вентиляцию, санитарное состояние помещения, получил заключение о противопожарной безопасности, оформил все бумаги, то это уже говорит об ответственности и качестве услуг.
К сожалению, кроме как на личную порядочность и человечность тех, кто организовывает подобные дома престарелых, и тех, кто в них работает, рассчитывать больше ни на что не приходится. Конечно, в истории с Натальей она может обратиться в правоохранительные органы или в суд, потребовать наказания, но совсем не факт, что оно последует, и уж точно не вернет ее отцу утраченное здоровье.