- … Жить надобно в верности Стране и Королю, сохранять им преданность. Служить каждый день Свободе и Правосудию, никогда не нападать на безоружного противника, не бить врага со спины. Избегать врать своему собрату и мошенничества к людям. Вершить правосудие, защищать невиновных. Сражаться храбро и уничтожать зло, умереть доблестно и держать слово чести, всегда следовать своим принципам …
Все. Опять забыл. Худой подросток стоит перед учителем. Уставился в пол и пытается вспомнить рыцарскую присягу доблестного кавалера Монтага де Савюра. Он зубрил ее все утро и вот опять забыл. 23 страницы взрослого текста не умещается в голове восьмилетнего мальчишки. Вздох. Последняя попытка.
- …Быть почтительным сюзерену и… и…
Все. Все пропало. Прощай воскресная охота и конная прогулка.
- Ну что ж, Готлиб, - пожилой репетитор закрыл толстую книгу, - отправляйся к себе и попробуй к ужину исполнить урок. Охота начнется завтра до полудня.
Готлиб Фридрих (Богдан Александрович) фон Глазенап - будущий военный губернатор Николаева. Главный командир Черноморского флота и портов родился в 1811 году в глухой лифлядской провинции Сольме. Рыцарский кодекс ему пришлось выучить раньше, чем таблицу умножения. Средневековая европейская этика и суровое детство будут влиять на всю его дальнейшую жизнь.
Дранг нах Остен
«Готский альманах» фиксирует появление представителей рода фон Глазенапов на территории Лифляндии в середине ХVI века. Католическая Европа в это время была обескровлена Реформацией. Рыцарские ордена уничтожены, а Ливонское наследство поделено между сопредельными державами. Вооруженный «Дранг нах Остен» сменился мирным натиском на Восток. Остзейские бароны стали добровольно переходить на службу к русским царям.
Антон фон Глазенап прибыл в Россию из Померании в 1545 году. Он командовал отрядом наемников-рейтар на фронтах Ливонской войны. В 1589-м за ратную службу получил имение от Поместного приказа в Свияже и обосновался тут с семьей.
Потомки эмигранта стали военной элитой Российской империи. Кирасирский полковник Отто Георг фон Глазенап за личную храбрость в Азовском походе был отмечен императором Петром I. Ему пожалованы земли в Подольском уезде. Его сын - Карл Рейнгольд фон Глазенап дослужился до чина генерал-майора и тайного советника, был губернатором Волынской и Оренбургской губернии. Внук – Вильгельм Отто Вальдемар (отец будущего военного губернатора Николаева) – генерал-лейтенант. Участник Итальянского похода фельдмаршала А.В. Суворова, русско-австро-французской (1805) и русско-прусско-французской (1806-07) войн. В Отечественную войну 1812 года служил в корпусе Витгенштейна, который прикрывал от французов Санкт-Петербургское направление. Был награжден орденами Св. Анны 3-й, 2-й и 1-й степеней, Св. Владимира 4-й степени с бантом, Св. Георгия 4-й и 3-й степеней, Св. Станислава 1-й степени, орденом Белого Орла, а также прусскими орденами Железный Крест и «Pour le merite», баварским орденом Максимилиана, золотой саблей с надписью «За храбрость», золотой саблей с алмазами.
Мирный натиск на Восток остзейского рыцаря Антона фон Глазенапа закончился полной победой. Его потомки утвердились в рядах видных военачальников и администраторов Российской империи.
Под новым именем
Карьера молодого Готлиба Фридриха фон Глазенапа начиналась очень не просто. 13-летний подросток изъявил желание учиться на морского офицера. Это нарушало семейную традицию, по которой все мужчины в роду остзейских баронов уходили служить в сухопутную армию.
Ситуация осложнялась тем, что в семье общались только на немецком, и маленький Готлиб совершенно не знал русского языка. Морское министерство в начале ХIХ века препятствовало приему в учебные заведения детей остзейских дворян, не говорящих по-русски. Во флоте и так полно шотландцев и греков, которые «бранятся по-своему». За полгода подростку нужно было выучить язык, чтобы реализовать свое детское желание.
Отец нанял учителей, заменил немецкую прислугу русскоговорящей. Шесть месяцев языкового погружения, и… в 1824 году Готлиб Фридрих фон Глазенап зачислен в начальный класс Морского кадетского корпуса под «новым» именем - Богдан Александров фон Глазенап.
Через четыре месяца он становится гардемарином, крейсирует на учебных судах по Балтийскому морю, затем совершает плавание в Исландию. В 1826-м курсант оканчивает учебу вторым по списку и сразу получает звание мичмана.
В апреле 1826 года капитан-лейтенант Федор Петрович Литке предлагает молодому моряку занять место в штатном расписании шлюпа «Сенявин». Корабль отправлялся в кругосветное плавание с заданием описать азиатскую часть Берингова моря и составить лоцию архипелага Каролинских островов. Экспедиция продолжалась целых три года и благополучно завершилась. Мичман Богдан фон Глазенап получил за кругосветку звание лейтенанта и денежную премию от казны – годовое жалование младшего офицерского чина.
В 1831 году кадрового моряка командируют в Царство Польское, охваченное восстанием. Он попадает в армию генерала Паскевича и участвует в кровопролитном штурме Варшавы.
420 орудий непрерывно обстреливали город. Морской офицер занимается корректировкой огня, рассчитывая траекторию полета снарядов. Его стараниями в первый же день артподготовки были взорваны польские пороховые магазины. Богдан фон Глазенап был ранен картечью в руку, но не покинул позиции. За личную храбрость он был награжден орденом Св. Станислава 1-й степени.
Морская карьера остзейского барона выглядит по формулярному списку очень динамично. В 1834-м он назначается адъютантом к начальнику Главного морского штаба. До 1838-го плавает на придворных судах, сопровождая лиц царской фамилии. В 1839 году Богдан фон Глазенап командируется в Николаев, принимает в управление бриг «Эол» и участвует в высадке десанта на Абхазский берег.
С 1841-го по 1845-й он командует различными судами Балтийского флота. В 1851 году ему поручают исправлять должность директора Морского кадетского корпуса и производят в чин контр-адмирала с назначением в свиту императора Николая I.
С 1857 года начинается административная карьера 46-летнего моряка. Он назначается Главным командиром Архангельского порта, военным губернатором Архангельска и получает звание генерал-адъютанта. В 1860-м потомок остзейских рыцарей под новым русским именем становится военным губернатором Николаева.
Строитель гражданского города
Вице-адмиралу Богдану Александровичу фон Глазенапу досталось тяжелое наследство. После подписания Парижского трактата, который запрещал России строить военные корабли на Черном море, Николаев медленно умирал.
Вот какую картинку дает Юрий Крючков, описывая город этого времени в своей «Истории Николаева»: «… Закрытие Адмиралтейства и резкое сокращение штата управления Черноморской флотилией пагубно сказалось на жизни в Николаеве. Тысячи мастеровых, инженеров, офицеров и чиновников оказались без работы и средств к существованию… Купцы и поставщики, лишенные возможности заработать на подрядах, стали покидать город. Начался массовый «исход» жителей. Возникли трудности и перебои с поставками продуктов питания и других жизненно необходимых вещей. Возникла дороговизна, жизненный уровень населения упал. Это породило разбои, убийства и грабежи в городе».
Николаевский историк Григорий Ге еще больше нагнетает ситуацию: «В опустевшем, обезлюдевшем городе жизнь совсем остановилась… Безработица деморализовала население… На заходе солнца в Николаеве стало опасно выходить из дома. Число уголовных дел по городу стало превосходить число их по нескольким уездам…».
Новый военный губернатор прибыл в город и огляделся по сторонам. В критической ситуации заработала та безусловная этика, которая «сидела в позвоночнике» с детства: «1. Благородство в служении; 2. Скорее смерть, чем бесчестье; 3. Смелость в исполнении правил; 4. Гнев ослепляет, холодная голова приносит победу; 5. Смерть всем, кто оказывает сопротивление делу…» - Древний кодекс легендарного рыцаря Монтага де Савюра придал решительности новому администратору Николаева. Он сразу приступил к делу.
Губернатор вызвал к себе городского полицмейстера Карабчевского и долго беседовал с ним. Через два дня все матросы второго ластового экипажа (адмиралтейский стройбат) были переданы в оперативное подчинение градоначальнику. Флотская стража стала патрулировать ночные улицы, а полиция провела несколько облав. С преступностью было покончено за месяц. В городе зажглись фонари и заработали булочные. Но… население продолжало убегать из города. Не было работы, не было денег, в Николаеве люди голодали.
Вице-адмирал фон Глазенап понял, что военный гарнизон в столице корабельного края умер. Будущее принадлежит гражданскому городу, однако эту гражданскую жизнь нужно еще было построить.
Военный моряк собрал комиссию из представителей разных сословий во главе с отставным адмиралом Юхариным и приказал изучить экономическое состояние города для того, чтобы понять, «в каком мире мы находимся». Комиссия через неделю представила отчет.
В Николаеве на 1860 год проживало 22080 человек мужского пола и 15510 – женского. Обороты хлебной, мануфактурной, железоделательной и лесной торговли составляли 4 миллиона 100 тысяч рублей. Городские доходы ничтожны: приход – 26100 рублей, расход – 28146 рублей. 71,2% всех жителей не входили в состав городского общества, не имели права голоса на выборах в Думу и не несли никаких повинностей.
Фон Глазенап понимал, что нет худа без добра. Вместе с прекращением военного судостроения из города исчезла «банда чиновников-лихоимцев», которые создали в Николаеве теневой рынок подрядов и распоряжались бюджетными деньгами в своих частных интересах. Гражданская жизнь в городе должна была начинаться «с чистого листа» - без коррупционного слоя городских и ведомственных управленцев.
Военный губернатор наметил несколько путей оживления городской экономики. Первое – открытие зарубежной и расширение внутренней торговли; второе – развитие народного образования и учреждений культуры; третье – строительство коммуникаций с внутренними губерниями России и внешним миром.
10 апреля 1862 года Богдану Александровичу фон Глазенапу удалось «сломать» Морское министерство и получить разрешение для захода иностранных судов в Николаевский коммерческий порт. Правительственный указ разрешал иностранцам проживать в городе и вести здесь торгово-промышленную деятельность. С этого времени начинается расцвет Николаева, как экономического центра на юге Российской империи.
Используя свои связи при дворе, военный губернатор добивается от правительства специальных указов, которые позволили открыть в городе: Мужскую классическую гимназию, Портовую ремесленную школу, несколько частных женских школ и городской статистический комитет. Под мужскую гимназию губернатор отдал добротное здание флотского экипажа, выходившего фасадом на Манганариевский сквер.
В 1863 году в Николаеве открывается сразу 19 народных школ грамотности, женское училище 1-го разряда и один приют для больных, престарелых и найденышей. В 1865-м открыты еще четыре школы грамотности, одна женская прогимназия и педагогические курсы (будущий пединститут). 5 января этого же года в Николаеве вышел первый номер городской газеты «Николаевский вестник».
Год спустя в городе учреждается первая городская больница и основывается Акционерное общество по постройке железной дороги Знаменка - Николаев. Мощный импульс хлебной торговли привлек в бывший военный гарнизон финансовые потоки со всей империи. В городе открываются банковские конторы и появляется свой (!) Городской общественный банк, который помогает общине реализовывать текущие коммунальные проекты (замощение улиц, ночное освещение и др.). В 1869 году открывается первый в Николаеве детский сад.
Динамичная городская экономика оживила общественное и частное строительство. Появляются гостиницы, театры, здания иностранных консульств. Жители начали возводить красивые жилые дома, возродилось храмовое зодчество. Земли Морского ведомства губернатор активно раздавал частным лицам и торговым компаниям.
За десять лет правления Богдана Александровича фон Глазенапа гражданская экономика преобразила город. Население Николаева увеличилось в два раза, благосостояние жителей повысилось. Бывший военный гарнизон стал привлекателен для жизни. Открытость корабельного края и уход от монохозяйственной экономики придали такой мощный импульс развитию, который впоследствии смогли погасить только революция, Гражданская война и принудительный возврат к военному судостроению в годы советской власти.
1 января 1871 года военный губернатор, адмирал Б.А. фон Глазенап был переведен в Санкт-Петербург, где занял место члена Адмиралтейств-совета и Александровского комитета попечения раненых воинов.
В знак признательности за его плодотворную деятельность Городская дума переименовала Молдаванскую улицу в Глазенаповскую, а самому военному губернатору присвоила звание «Почетный гражданин Николаева».
***
Прошло ровно 150 лет с того момента, как Богдан Александрович фон Глазенап прибыл в умирающий город. Сегодня имя адмирала не зафиксировано в топонимике наших улиц и площадей. Не установлены ему памятник и мемориальная доска. Камни старых мостовых возле управления Николаевского морского торгового порта – единственные свидетели пребывания потомка остзейских рыцарей в корабельном крае.