Статьи

Львиная охота

14:47—18 Сентябрь 2009Львиная охота1000+
Сергей Иванов, специально для «Новости-N»

«Чтобы освободиться от своей любви, надо стать львом». Ф. Ницше. Так говорил Заратустра. М., 1987, С.23.


Николаевская архитектурная фауна пополняется. Она не становится разнообразнее, она просто увеличивается. В городе есть привычная пантера с Маугли в исполнении скульптора Инны Макушиной, есть аркасовские львы в Каштановом скверике, есть хорошие бегемоты на территории зоопарка. Была еще одна барышня с голубями в скверике на углу проспекта Мира и ул. Васляева, но… исчезла. В смутное время голодные николаевцы отрезали ее металлические руки вместе с голубями и сдали на металлолом. Сейчас здесь памятник чернобыльцам – нейтральный ангел с поникшими крыльями и крестом.


К ХХI веку город едва не остался без зверей. Однако в конце 90-х экологическую ситуацию спасли банки и ночные клубы. Предприниматели стали устанавливать при входе в свои заведения малые скульптуры львов. Прайд николаевских хищников пополнялся во времени и пространстве очень быстро. Что это за звери? Какова их творческая родословная? – Авторов никто не знает. Самые продвинутые бизнесмены заказывали царственных кошек из Китая, где налажено производство искусственного мрамора. Менее продвинутые – из местечковых мастерских, где кроме гипса и примитивных отвердителей - ничего нет. Дешевый ремесленный конвейер.


Родоначальники николаевской «стаи» - аркасовские львы, изготовленные из родосского мрамора итальянским скульптором Улиссо Камби, - выгодно отличаются от всех «голубой кровью». В конце ХIХ века художник из Флоренции был «раскручен» на Украине почти так же, как Никас Сафронов в современной России. Малые скульптуры Улиссо Камби заполняли бульвары Одессы, Львова и Харькова. Богатые помещики любили ставить итальянских кошек в своих «маетках» и парках. Пик популярности флорентийского скульптора пришелся на 1889 год, когда он выполнил крупный заказ Киевской городской Думы, изготовив для города целых 14 зверей. Это были разнополые животные и, в основном, спящие… с открытыми глазами.


Мы сели в машину и поехали считать «корабельных львов». Сначала загибали пальцы… пальцев не хватило, стали записывать. Записали. Вот результат: сегодня «стая» николаевских хищников насчитывает 24 (!) особи. Из них 22 самца и 2 самки. Нежизнеспособный прайд. По мнению зоологов, самок должно быть больше, иначе семья непременно развалится. Самцы начнут бороться за лидерство, и количество изгнанных львов, опасных для человека, увеличится.


Накануне Дня города ситуация в николаевском прайде круто обострилась. На территории города появилось еще два китайских льва из розового мрамора. Их установили на Садовой, рядом с православным храмом, в скверике им. Совета Европы. Популяция в Николаеве окончательно утратила гармонию.


Автор статьи присутствовал при установке китайских хищников. Всё было в порядке: краны, рабочие, сварка, цементный раствор и… чиновники из городского департамента ЖКХ. Цитирую дословно диалоги участников работ (есть аудиозапись). Давайте послушаем:


Стропальщик: Майнай.

Крановщик: Куда майнай?..

Стропальщик: Куда, куда… Сюда

Чиновник департамента ЖКХ: Стоп, стоп… Тихо. Мы не можем ставить зверей пастью на православный храм. Они не должны рычать на храм, они должны быть нейтральны.

Стропальщик: А как их ставить?.. Задом?..

Чиновник департамента ЖКХ: Задом, нельзя. Нельзя задом… (Задумался). Нельзя задом… там же храм. Давай, их повернем к реке…

Стропальщик: К облисполкому, что ли?

Чиновник департамента ЖКХ: К какому облисполкому?!.. К порту повернем…


Плохая затея - поворачивать хищников к порту. На пути двух сильных особей находится православный крест….


Пустое. Православный крест львов не остановит. Зато «Чекист» скульптора Юрия Макушина, который находится в 40 метрах от «креста» на ул. Садовой и проспекте Ленина со щитом и мечом, точно не пропустит хищников в порт… Он стоит давно и надежно. Он оплот нашей свободы. Хорошо стоит, совсем хорошо…


Ладно, это все слова – колыхание воздуха. Николаевская реальность достаточно печальна, чтобы колыхать ее словами. Увеличение прайда «корабельных» львов – повод к психосоматическому диагнозу для сегодняшних городских администраторов.


Наш психиатр запретил публиковать свою фамилию, но обещался в случае конфликтного разбирательства подтвердить авторство своего эпикриза. Цитируем специалиста: «…По Юнгу, дикий лев является символом диких страстей и может указывать на опасность бытия, поглощаемого бессознательным. Он антагонист любви и привязанности, нежности и чувственности… Лев – мужское начало, проводник гордости, непримиримости, решительной эмоции. Человек, тяготеющий к львиной символике, не способен к внутреннему осознанию собственной неправоты, далек от самообвинения и… покаяния». Вот так вот. Не убавить, не прибавить.


Город заполняется памятниками. Православные кресты, погрудные бюсты и животные. Заместитель мэра Тамила БУГАЕНКО ушла на пенсию, оставив горожанам в подарок загадочные колонны, Владимир ЧАЙКА наводнил город хищниками. Царственные кошки бродят по нашим улицам. На кого они охотятся?


Если продолжить этот метафорический ряд, то можно вспомнить о мальчиках племени масаи. Чтобы стать воинами и превратиться во взрослых мужчин, они должны выйти на охоту с одним копьем и убить льва. Жесткий обряд инициации. В преддверии грядущих выборов нам предлагают стать взрослыми, предлагают убить своего льва, похоронить апатию, равнодушие и обрести гражданственность.