Однажды вечером, когда полковник армии США Лукас ВанАнтверп общался с украинскими бойцами спецназа, пришли плохие новости о гибели их знакомых военнослужащих при крушении вертолёта в Украине.
Это было не первое подобное сообщение за день. Ранее украинцам уже стало известно об уничтожении машины спецназа, попавшей в танковую засаду. Территорию контролировали российские войска, из-за чего было невозможно даже забрать тела погибших.
"Они некоторое время оплакивали эту потерю, — говорит ВанАнтверп, который до июля прошлого года возглавлял 10-ю группу спецназа. — А потом сказали: "Ладно, пошли поедим"".
По его воспоминаниям, ВанАнтверп был поражён самообладанием украинцев. Для него такая утрата наложила бы свой отпечаток на последующие несколько месяцев, которые он проводил бы в воспоминаниях и беседах с близкими погибших солдат.
"Это происходит каждый день, — сказали ему украинцы. — В этом разница между вашими и нашими войнами. Мы теряем тысячи людей". Оставалось только жить дальше. К августу 2023 года Украина потеряла десятки тысяч солдат.
С момента начала Россией полномасштабного военного вторжения более двух лет назад ВанАнтверп и другие инструкторы армейского спецназа обучили тысячи украинских коммандос в Польше и ряде других стран. Американским войскам тоже было чему поучиться — и не только особой стойкости украинцев. С европейских полей сражений они также вынесли уроки, которые сейчас легли в основу подхода армии США к модернизации специальных операций.
В июле 2021 года ВанАнтверп принял командование 10-й группой спецназа армии США, которая с момента первого российского вторжения в 2014 году помогала Киеву переобучить украинских спецназовцев по западному образцу.
Работа ВанАнтверпа в Украине началась не лучшим образом: с уничтожения ценного коммуникационного оборудования США после вывода американских сил из Киева в январе 2022 года. Это был пример геополитического дежавю. Батальон ВанАнтверпа также последним покидал Афганистан.
"Мне уже приходилось оставлять товарищей, — отмечает он. — И повторять это не хочется".
После передислокации в Польшу инструкторы ВанАнтверпа развернули тренировочные лагеря для бойцов украинского спецназа. В первые месяцы войны с Россией поток поступающих на переподготовку оперативников был невелик, но затем полился рекой. К началу войны в Украине было около 2 000 спецназовцев, но требовалось вдвое больше.
По словам ВанАнтверпа, в настоящее время 10-я группа обучает сотни украинцев ежемесячно. Некоторые проходят узкоспециализированную подготовку: учатся управлять беспилотниками, сбивать их или использовать другое оборудование. Другие группы готовятся атаковать цели, выбранные украинскими спецподразделениями.
"Мы с двадцатью украинцами выходили в два часа ночи на лодках по рекам в разных странах для поражения тренировочных целей, — объясняет ВанАнтверп. — Всего три недели спустя они уже выполняют реальные военные миссии".
Среди проходящих переподготовку украинцев есть опытные ветераны спецподразделений, но большинство солдат — новобранцы. Один командир батальона занял этот пост после того, как два его предшественника были убиты. За исключением нескольких доверенных офицеров, большинство солдат в его подразделении были новичками.
"Чаще всего мы имели дело с людьми, прошедшими только базовую подготовку и по сути пришедшими с улицы", — отмечает ВанАнтверп.
По словам полковника, результат обучения зависит от навыков командиров. Более дисциплинированные подразделения справлялись лучше, а группы с менее квалифицированными командирами испытывали трудности. Бойцы одного из подразделений каждое утро самостоятельно занимались физической подготовкой и делали это отлично. Другой отряд, собранный в последний момент, так далеко не продвинулся.
"Всё зависело от лидера", — подчёркивает ВанАнтверп.
По словам полковника, во многих случаях обучение было двусторонним: украинские и американские солдаты учились друг у друга. Украинцы часто указывали бойцам ВанАнтверпа на те тактики армии США, которые не сработали бы на поле боя в Украине.
"Работаем по схеме "50/50": вы учите нас, мы учим вас", — добавляет полковник.
По словам ВанАнтверпа, в некоторых случаях самой ценной помощью американцев украинским коллегам было предоставление безопасной территории для отработки определённых видов операций, например, штурма окопов.
"Частенько мы просто смотрели, как они обучают своих ребят", — отмечает ВанАнтверп.
Он также добавил, что, поскольку на территории Украины не размещаются войска США, инструкторам 10-й группы часто приходилось по телефону пытаться определить потребности, численность и оснащение направляющихся к ним на обучение украинских подразделений. У некоторых был слишком маленький состав, у других, напротив, больше ожидаемого. Одно подразделение прибыло с большим количеством минометов, чем ожидалось, что заставило инструкторов потратить много сил для того, чтобы обеспечить достаточное количество снарядов для тренировок."Подобная путаница происходит почти всегда при старте нового курса", — добавляет ВанАнтверп.
Как отметил полковник, звонки не прекращаются, даже когда украинцы возвращаются на войну. Уже прошедшие подготовку подразделения могут по телефону обратиться к специалистам 10-й группы за советом, например, если им пришлось столкнуться с какой-то особенно трудной задачей.
"Как бы вы поступили на нашем месте?" — приводит ВанАнтверп пример одного из возможных вопросов.
ВанАнтверп вернулся в Штаты в июле и сейчас руководит Центром модернизации сил Командования специальных операций США. Созданный в 2019 году центр ведёт разработку концепции Командования. Кроме того, в сферу его ответственности входят анализ и исследование боевых действий завтрашнего дня, наука и технологии, концепции и эксперименты, а также определение требований и использование возможностей.
Основными приоритетами ВанАнтверпа являются ключевые составляющие сражений в Украине: беспилотники и оборудование для борьбы с ними. Он также упомянул относительно нишевые, но всё более актуальные аспекты ведения боевых действий. Такие, например, как использование хитростей: введение противника в заблуждение и отвлечение его внимания от реальных подразделений.
"Нам предстоит разобраться, как внедрять такие способы борьбы масштабно и скоординированно", — считает ВанАнтверп.
ВанАнтверп настаивает, что конфликт в Украине не стоит рассматривать как идеальную модель для ведения будущих войн. Он отметил, что России не удалось перекрыть поток поставок западного оружия в Украину. Не факт, что всё сложится для США так же удачно в противостоянии, например, с Китаем из-за Тайваня.
"Инновации должны внедряться мгновенно" — вот один из основных уроков, которые ВанАнтверп вынес из украинского конфликта. По его мнению, всё новое оружие в Украине должно решающим образом влиять на расклад сил с первого же дня своего применения, ведь уже на следующий день Россия приступит к разработке контрмер.
Представители оборонных ведомств США не раз заявляли, что Россия способна разрабатывать меры по противодействию американскому оружию, включая высокоточные боеприпасы.
"Мысль о том, что новое вооружение способно обеспечить наше преимущество на поле боя как минимум на полгода вперёд в корне не верна", — уверен ВанАнтверп.
ВанАнтверп отметил, что извлёк ещё два урока из стойкости Украины в условиях серьёзных потерь. Во-первых, американское общество должно осознать, что в будущей войне потери американской стороны могут составить десятки тысяч человек. Во-вторых, военное руководство должно научиться адекватно реагировать на тяжёлые эмоциональные удары.
"Как, будучи лидером, продолжать двигаться вперёд, даже сталкиваясь каждый день с огромными потерями? Вот один из таких уроков", — поделился ВанАнтверп.
Автор: Сэм Скоув
Defense One, США