67 лет прошло после окончания Великой Отечественной, а зловещие следы той войны – мины, гранаты, бомбы – находят по сей день. О том, как прошел «сезон» разминирования 2011 года для группы пиротехнических и специальных водолазных работ аварийно-спасательного отряда специального назначения Управления МЧС Украины в Николаевской области, вспоминает его руководитель – начальник группы, майор службы гражданской защиты Денис Краснопольский.
- Денис Валериевич, много ли боеприпасов пришлось обезвреживать сотрудникам вашего подразделения в минувшем году?
- В 2011 году количество происшествий, связанных с выявлением взрывоопасных предметов, по сравнению с показателями 2010 года возросло на 17,8% и составило 185 случаев против 157. Всего за год было обезврежено более 1500 артиллерийских снарядов, гранат, авиабомб, мин. Причем, как ни странно, их количество из года в год не уменьшается.
- Чем отличалась прошлогодняя зима?
- Обычно наступление зимней поры для сапера сродни отпуску – снежный покров скрывает от человеческого глаза опасные предметы времен войны. Но этой зимой мы выезжали на происшествия не реже чем весной или летом. Основной причиной были все те же осадки, точнее сказать их отсутствие. Попросту говоря, снега не было. Большое количество боеприпасов люди находили в поисках металлолома, затем звонили в МЧС.
- Каким был самый крупный боеприпас, который пришлось обезвреживать в прошлом году?
- Самым крупным взрывоопасным предметом, найденным прошлой осенью, стала авиационная донная мина времен Великой Отечественной войны, которая была обнаружена в Очаковском районе в 88 метрах от поста регулирования движения судов «Очаков» государственного предприятия «Дельта Лоцман». Опасная находка, находившаяся на глубине около 3 метров под водой, и весила 500 килограммов, была обезврежена. Но на этом наша работа не закончилась. Вскоре стало известно, что в воде на расстоянии около 800 метров от берега на глубине 6 метров находится судно-минный заградитель, затопленный в годы войны. Подобные морские суда в свое время перевозили до 30 якорных мин, каждая из которых содержала до 200 килограммов взрывчатого вещества в тротиловом эквиваленте. По предварительным данным, так называемая плавучая база либо подорвалась на мине, либо была затоплена авиацией, о чем свидетельствуют сильные повреждения корпуса. 17 октября сотрудникам МЧС удалось обнаружить под обломками судна еще одну донную мину типа "МЗ" времен Великой Отечественной войны.
- Вам впервые пришлось столкнуться с чрезвычайной ситуацией такого масштаба?
- Да, с подобными происшествиями я раньше не сталкивался. Осложняло проведение операции по обезвреживанию еще и то, что в течение определенного времени оставалось неизвестным возможное количество подобных взрывоопасных предметов, которые могли находиться под затопленным судном. В связи с тем, что данная находка создавала большую угрозу для прохождения кораблей, было принято решение в обязательном порядке ликвидировать донную мину. Прежде всего, сотрудниками государственного предприятия "Дельта Лоцман" было запрещено движение судов в районе участка, где проводились работы. Тем временем специалисты МЧС на глубине около 6 метров заложили взрывные заряды. К счастью, погодные условия способствовали успешному проведению операции - видимость под водой была около 1,5-2 метров. Поэтому, соблюдая все необходимые меры безопасности, сотрудниками группы пиротехнических и специальных водолазных работ аварийно-спасательного отряда специального назначения Управления МЧС Украины в Николаевской области донная мина была успешно обезврежена.
- В районе острова Березань и раньше находили различные боеприпасы?
- Действительно, случаи обнаружения взрывоопасных предметов на острове Березань, в акватории Днепробугского лимана и Черного моря были далеко не единичными. В связи с этим региональной комиссией по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций при облгосадминистрации было принято решение продолжать обследование силами сотрудников группы пиротехнических работ аварийно-спасательного отряда специального назначения Управления МЧС Украины в Николаевской области с привлечением сотрудников, а также специального оборудования Национального университета кораблестроения имени адмирала Макарова, в частности яхты "Дельта" и телеуправляемого подводного аппарата типа «Софокл». Благодаря совместным усилиям, общее количество выявленных взрывоопасных предметов достигло порядка 20 тысяч единиц.
- Много ли взрывоопасных находок бывает в населенных пунктах? Или все-таки больше на открытой местности?
- На открытой местности вне населенных пунктов конечно гораздо чаще попадаются такие находки. Что касается городов и сел, здесь снаряды и гранаты «всплывают» во время проведения земляных работ на территориях частных домовладений. Кроме того, земля имеет определенное свойство – как бы «выталкивать» инородные тела со средней скоростью около 1 см/год. Поиски металлолома тоже частенько заканчиваются обнаружением боеприпасов.
- Вам случалось находить большие арсеналы?
- Случалось. Причем тоже в прошлом году. В ноябре вблизи станции Зеленый Гай Степовского сельского совета Николаевского района было найдено 353 взрывоопасных предмета времен Великой Отечественной войны. Арсенал был выявлен сотрудниками Государственной специальной службы транспорта во время проведения работ по обследованию территории. Они же обнаружили еще один арсенал взрывоопасных предметов в Веселиновском районе области, на территории от станции Первенец до станции Новоекатериновка. Именно в этой местности во время Великой Отечественной проходили ожесточенные боевые действия. Несколькими днями позднее мы обезвредили еще 224 найденных взрывоопасных предмета.
- Какие-то уникальные находки были?
- Наиболее уникальными и резонансными были все те же мины, найденные на дне Днепробугского лимана в Очаковском районе. За время, которое мы там провели, были найдены и обезврежены 4 мины. Их уникальность заключалась в их же огромной опасности, в первую очередь для транспортирования - пролежав в воде около 70 лет, они могли детонировать в любой момент. В случае подрыва одной такой мины происходит полное разрушение подводных и надводных целей в радиусе 500 метров. Кроме этого, нахождение людей в радиусе 2,5 километров от очага взрыва должно быть исключено. Это была одна из самых серьезных чрезвычайных ситуаций, в ликвидации которой мне довелось участвовать на территории области.
- Часто ли сталкиваетесь со следами «черных копателей»?
- К сожалению, да. В отдельных районах, например Новобугском и Николаевском, достаточно часто орудуют вышеупомянутые граждане. Они раскапывают солдатские могилы, берут самое ценное, что можно выгодно продать либо сдать на металлолом. А вот раскопанные снаряды и гранаты бросают лежать на поверхности, подвергая опасности тех, кто случайно может находиться рядом.
- Представляют ли наши граждане опасность, которую несут подобные находки?
- Одни да, другие нет. Здесь большую роль играет профилактическая и информационная работа, ведь сотрудники МЧС проводят занятия со школьниками, выступают в СМИ, ребятишки посещают выставочно-экспозиционный центр Управления МЧС, им показывают обучающие фильмы, раздают красочные листовки с правилами безопасности жизнедеятельности. Все бывают на даче, в лесу, на открытой местности, да и в черте города возможна подобная находка. Тем не менее, много несознательных граждан встречается среди взрослых людей. Они мешают работе специалистов, отвлекают, норовят подойти поближе, руководствуясь любопытством. Рядом с такими людьми очень сложно работать.
- Бытует мнение: «Раз предмет долгое время пролежал в земле, то стал менее опасным…». Так ли это?
- На самом деле взрывчатые химические вещества практически не разлагаются. Они могут поменять свою структуру или консистенцию, но это ни в коем случае не помешает им взорваться. Взрыватели не разлагаются, не ржавеют в середине. Пролежав в земле некоторое количество лет, боеприпас только опаснее становится, может детонировать в любой момент.
- Как изменилась за прошедшее время ваша группа?
- В начале создания пиротехнической группы в 2005 году, ее численность составляла 7 человек, через год количество личного состава достигло 11. Нареканий за несвоевременность выполнения нами заявок не поступало, с работой справляемся. Личный состав был неоднократно награжден ведомственными наградами, среди которых медали «За мужество в чрезвычайной ситуации І степени», «За мужество в чрезвычайной ситуации ІІ степени», «Отличие за разминирование ІІ степени», почетные грамоты МЧС.
- Каких качеств требует от человека ваша профессия?
- На мой взгляд, в первую очередь, внимательности и собранности. Ведь от одного неосторожного движения может зависеть жизнь и дальнейшая судьба. Приходится каждый раз рисковать. Но риск оправданный – пиротехник знает, как обращаться с находками военных лет. А вот обычный житель – нет. Поэтому ограждать людей, особенно детей, от опасности – наша профессия и служебный долг.