В воскресенье 13 марта в итоговом выпуске программы «Подробности недели» на телеканале «Интер» был показан сюжет о загрязнении красным шламом нескольких сел, прилегающих к Николаевскому глиноземному заводу. Предлагаем вниманию читателей «Новостей N» текст и высказывания, прозвучавшие в этом сюжете.
На Николаевском глиноземном заводе снова внештатная ситуация: уже второй раз за последние две недели. В окрестностях предприятия можно снимать фильм о Марсе — здесь все покрыто красной пылью. В конце февраля на заводе прорвало хранилище шлама — отходов производства алюминиевого сырья. Сейчас село Лиманы опять накрыло красное облако. Пострадали еще три населенных пункта. На заводе говорят, что пыль не представляет опасности для людей и природы. Но жители окрестных сел этому не верят. О жизни с красноватым оттенком — Вениамин Трубачёв.
Люди сюда стараются не приезжать, а понять, как меняется экосистема, можно взглянув на местных индюков и собак с рыжеватым отливом. Кошек здесь и вовсе называют марсианами.
Анатолий Саюнов, хозяин базы отдыха:
- Зовут Ромка, а называем Чама, потому что чамарашный весь, грязный. - Не обижается? - Не обижается.
Когда-то прибыльная и многолюдная база отдыха «Остров», теперь и впрямь напоминает остров необитаемый. На берегу отходы глиноземного завода — красный шлам и вода со специфическим оттенком.
Виктор Коломиец, работник базы отдыха:
- Видите, он руда. Это, если анализы брать, не то что наши николаевские берут, а взять где-то — это в шламохранилище вся таблица Менделеева.
Теперь устроители курортов в шутку задумываются вместо пляжа и солнца предлагать экстремальный отдых — грязевые ванны с непредсказуемыми последствиями для здоровья.
Виктор Коломиец, работник базы отдыха:
- Я считаю, что в этом году отдыхающих по такой рекламе не будет.Я ж говорю, чтоб приезжали, но кто ж приедет, такую гадость.
Жизнь здесь приобретает красноватый оттенок, начиная с февраля. Из шламового хранилища регулярно вылетает красная пыль. Видимость в соседних селах минимальная.
Виктор Решотка, житель села Лиманы:
- Он, баранів на поле нельзя вигнать - поле красне. Потравлять вони нас, як жуків.
Но руководство глиноземного завода обещает, что до конца года закупит технику, которая не позволит шламу пересыхать и пыль больше не будет летать над окрестными селами.
Юрий Овчинников, генеральный директор Николаевского глиноземного завода:
- Более сырой шлам оказывается на поверхности, во-вторых, как при любой плантажной обработке происходит укрупнение, образование кусков шлама, которые просто ветром не сдувает.
Такие грязевые бури происходят из-за того, что хранилище просто не приспособлено к холодной, сухой и одновременно столь ветреной погоде. А укрытие над ним проектом не предусмотрено — слишком большая территория.
Когда-то урожайная и цветущая земля, сейчас красна и вредная для здоровья. Пыль из шламового хранилища осела на домах, машинах, полях, она здесь буквально повсюду. И погуляв несколько минут дышать становится трудно, а во рту появляется привкус металлов.
Пока решают, как больше не допустить пыльной бури, что делать с территориями уже загрязненными приехал разбираться главный санитарный врач страны. Сергей Рыженко посмотрел на шламохранилище и решил.
Сергей Рыженко, главный Государственный санитарный врач Украины:
- По большому счету угрозы здоровью населения эта пыль не несет. Так что опасений, как таковых на сегодняшний день нет.
Поспорила бы с чиновниками жительница соседнего села Лиманы Татьяна Гавриленко. Выпасая на буром поле буроватых кур, женщина жалуется, что отнюдь нелегкая сельская жизнь еще и по легким ударила.
Татьяна Гавриленко, жительница села Лиманы:
- Если выйдешь на улицу, чувствуется, что плохо дышать, понимаете. Вот здесь вот печет бронхи, течет.
Пока же единственный способ прекратить распространение красного шлама — превращать пыль в такую жижу неземного цвета, заливая водой.
Машины ежедневно друг за другом возят воду. Но бесконечно поливать хранилище тоже не выход — говорят МЧСовцы, это чревато более серьезными последствиями.
Валерий Семенов, заместитель начальника ГУ МЧС в Николаевской области:
- Это шламохранилище сухого типа. Поэтому если сюда нагнать определенное количество воды, откуда мы знаем выдержат ли стенки данного сооружения, это не гидросооружение. И чтобы не дай бог не повторилась у нас Венгрия.
Реки красного шлама залили несколько венгерских городков в конце прошлого года. Резервуар с ядовитыми отходами, подобными николаевским, прорвало, затоплены были территории в 4 тысячи гектаров.
Балаш Томори, представитель Гринпис Венгрии:
- Некоторые участки станут похожи на выжженную землю. Никакой флоры и фауны, также полностью исчезнут все реки в округе. Яд попадет повсюду. Под землю, и не только. Главная проблема — это пыль. Если красный шлам высохнет, ветер будет разносить тяжелые металлы.
В Венгрии красный шлам считается вредным для организма, людей с зараженных территорий выселяли, а почву дезинфицировали. Не обошлось без жертв, четыре человека погибли.
Золтан Иллеш, министр по вопросам охраны окружающей среды:
- В месте прорыва дамбы скопилось очень много воды. Она просочилась через слой красного шлама и размочила землю. Поэтому защитное сооружение и не выдержало. Инженеры должны были осматривать объект снаружи, а не только изнутри, чтобы вовремя принять меры.
Тогда трагедия в Венгрии приобрела международный характер. Возбудили уголовное дело, в халатности обвиняли собственников завода, применили серьезные санкции. В Украине, конечно, масштабы аварии иные, соответственно предприятию, зарабатывающему миллионы и миллионы в год, выставили штраф в 17 тысяч гривен.
Павел Жила, начальник Государственной экологической инспекции Украины:
- Це збитки, які будуть виставлені підприємству для сплати до бюджету за забруднення навколишнього середовища. Значної шкоди довкіллю насправді не зазнається. Тут в першу чергу психологічний фактор.
Был ли включен в список ущерба, нанесенного природе — этот колодец — неизвестно, но понятно, что воду отсюда пить уже вряд ли когда-то будут. Постоянно живет здесь только владелец базы отдыха Анатолий Саюнов, а в город ездит только по необходимости.
Анатолий Саюнов, хозяин базы отдыха:
- Покупаться, харчей набрать, собакам что-то привезти, а в основном скупаться.
Он, может быть, и хотел уехать, но переселяться некуда. Говорит - единственный просвет, в этих бурых буднях - рыбалка, благо водных обитателей ещё не всех потравили.
Вениамин Трубачев, Аким Галимов, Владлен Ноль, «Подробности недели», ТК «Интер»