В предыдущем материале мы рассказали о том, как принимали бюджет Николаева на 2026 год в целом: за один день, не читая, с огромным количеством нарушений действующего законодательства.
Сегодня мы расскажем о настоящей эпопее только с одной бюджетной статьей – а именно: зарплате сотрудников исполнительных органов Николаевского городского совета – а проще говоря, городских чиновников.
В конце декабря 2025 года городской голова Александр Сенкевич на совещании с главными распорядителям бюджетных средств поставил задачу: переписать свои бюджетные запросы в части заработной платы для работников исполнительных органов под заранее определенную цифру — 25 тысяч гривен «чистыми». Цель, вроде бы, преследовали благую – повысить зарплаты чиновникам. Отметим, что николаевские городские чиновники давно жаловались на крайне низкую зарплату – дескать, прожить на такие деньги невозможно, а уж работать за такое вознаграждение могут только сумасшедшие.
На практике дело обстояло так: в горисполкоме есть, если можно так выразиться, «высшее сословие»: это мэр, его заместители, руководители администраций районов, департаментов и некоторых управлений. Зарплата мэра (с учетом всех видов выплат, включая премии, оздоровительные и т.д) составляет около 90 тысяч гривен в месяц. Заместители мэра, главы администраций районов директора отдельных департаментов получают 60-80 тысяч в месяц. Начальники управлений – порядка 50-60 тысяч. И есть «низшее сословие», которое в месяц, опять-таки, с учетом всех видов выплат, получает 16-17 тысяч. Поэтому мэр надумал решить данную проблему сходу и радикально – поднять зарплату «низшего» чиновничьего сословия сразу на 40%.
Известно, что дорога в ад вымощена благими намерениями, но возможно наш мэр этого не знает.
Данное мэрское решение не было подкреплено ничем:
-ни анализом доходов;
- ни нормами Бюджетного кодекса;
- ни финансовой ситуацией в городе и стране.
Фактически это был прямой сигнал: рисуйте цифры – о законе подумаем потом. Руководители подразделений исполнительных органов рады были стараться – и с энтузиазмом принялись за дело.
У опытного чиновника, который просит денег есть главное правило: проси как можно больше, все равно цифры «срежут». Руководители чиновничьих подразделений в Николаеве были людьми опытными, поэтому «попросили» с учетом вышеизложенного правила.
В результате, чиновники начали перерабатывать уже сформированные бюджетные показатели, которые:
• уже были поданы;
• уже были проверены финансовым органом;
• уже были опубликованы на официальном сайте городского совета.
То есть, публичный финансовый документ просто переписали задним числом. Еще раз обращаем внимание читателей: никаких расчетов никто не проводил – переписывали как Бог на душу положит.
Очевидно, что ничего хорошего от подобного рода действий ожидать не приходилось. Результат получился показательный: фонд оплаты труда на 2026 год вырос на 42% без изменения штатной численности.
В прогнозе на 2026 год (утвержденном в октябре 2025 года) расходная часть бюджета составляла 5,2 млрд грн. Именно эта цифра была заложена в проекте бюджета, обнародованного 19 декабря. В результате же описанной выше «корректировки», расходы выросли до 6,7 млрд. грн. Вот эти «лишние» 1,5 млрд грн - и есть цена безалаберности городского руководства, которое вместо анализа своих возможностей и тщательных расчетов предпочитает «махать шашкой» - по принципу «как захочу, так и будет».
Разумеется, этих денег в доходной части бюджета не было и взять их было неоткуда. Бюджет в один момент стал дефицитным.
Но это никого не остановило.
Бюджетная комиссия и комиссия по законности Николаевского горсовета с 23 по 25 декабря провели серию заседаний, которые больше напоминали ярмарку бюджетных аппетитов, чем работу представительного органа.
Главные распорядители средств один за другим докладывали о своих «потребностях». Эти доклады производились:
• без доказанных лимитов;
• без реальных расчетов;
• без финансового заключения.
Руководителя местного финансового органа — директора департамента финансов Веру Святелик — на заседание не приглашали. Более того, председатель бюджетной комиссии Федор Панченко публично обвинил ее в «устаревших подходах к формированию бюджета» и ошибках, которые якобы были допущены в бюджете 2025 года.
При этом, Панченко сам нарушил нормы Бюджетного кодекса, четко определяющего: именно финансовый орган формирует проект бюджета, а не комиссии и политические желания.
27 декабря, когда все цифры сошлись и дефицит стал очевидным, мэр внезапно «прозрел»: до него наконец-то дошло, что с волюнтаристким повышением зарплаты чиновникам «наломали дров», и что таким образом можно «запороть» весь бюджет.
В комментарии журналистам Сенкевич заявил, что не видит вины в действиях директора департамента финансов городского совета Веры Святелик и считает ошибочной критику в ее адрес со стороны председателя планово-бюджетной комиссии Федора Панченко. Подтвердив при этом, что проблемы с зарплатами в 2025 году возникли не из-за планирования, а из-за самовольных действий распорядителей, ожидавших государственных дотаций. О том, что «действия» этих самых «распорядителей» были им же самим и санкционированны, Сенкевич благоразумно вспоминать не стал.
После этого всем стало ясно что, вся предыдущая кампания оказалась плохо срежиссированным спектаклем, который рассыпался при первом же столкновении с реальностью. Попытка сыграть в «доброго дядю», который одним росчерком пера «облагодетельствовал» сотни городских чиновников с треском провалилась.
Когда сводные таблицы легли на стол, стало ясно: между «нарисованными» цифрами и реальными доходами непреодолимая пропасть.
И тогда начался второй акт «марлезонского балета».
29 декабря, когда бюджет уже должен был обсуждаться на сессии, мэр, ссылаясь на рекомендации подконтрольной ему бюджетной комиссии, срочно дал новое поручение — снова «уточнить» бюджетные запросы.
Главные распорядители чертыхаясь и поминая недобрым словом сумасбродного градоначальника, в третий раз начали подстраиваться под новую политическую линию.
Результат вышел плачевный:
• никакого повышения зарплат не получилось
• более того, у отдельных категорий ведущих специалистов зарплата даже снизилась
• городской чиновничий аппарат, уже предвкушавший рост в новом году своих зарплат, оказался полностью деморализованным.
И кто же за это ответил? Никто.
Мыльный пузырь лопнул, обдав дурно пахнущей пеной тех, кто реально работает в этой системе, а не тех, кто его надувал.