Статьи

Бой в Вознесенске стал для россиян одним из самых масштабных разгромов в этой войне

19:51—17 Март 2022Бой в Вознесенске стал для россиян одним из самых масштабных разгромов в этой войне1000+
Ярослав Трофимов, специально для «Новости-N»

ВОЗНЕСЕНСК, Украина. С автоматом Калашникова через плечо директор похоронной фирмы из Вознесенска Михаил Сокуренко провел этот вторник, разъезжая по полям и лесам, подбирая мертвых российских солдат и помещая их в набитые телами рефрижераторные вагоны. Солдаты стали жертвами одного из самых масштабных разгромов, которые потерпели силы президента Владимира Путина с тех пор, как он отдал приказ о вторжении в Украину.

Быстрое наступление русских в стратегически важный южный город с населением 35 000 человек, открывало ворота к украинской атомной электростанции и возможность атаковать Одессу с тыла,  перерезав ключевые линии связи Украины и продемонстрировав попутно возможности российских военных.

Вместо этого двухдневное сражение под Вознесенском, подробности которого только сейчас всплывают, решительно обернулось против русских. Судя по уничтоженной и брошенной бронетехнике, украинские силы, в состав которых входили местные добровольцы и профессиональные военные, 2 и 3 марта уничтожили большую часть тактической группы российского батальона.

Действия украинских защитников против гораздо лучше вооруженного врага в преимущественно русскоязычном регионе были успешными отчасти из-за широкой народной поддержки — одной из причин, по которой российское вторжение по всей стране не достигло своих основных целей. Украина в среду заявила, что начинает контрнаступление на нескольких фронтах.

«Все объединились против общего врага», — сказал 32-летний мэр Вознесенска Евгений Величко, бывший девелопер, ставший командиром военного времени, который, как и другие местные чиновники, передвигается с оружием. «Мы защищаем свою землю. Мы дома».

Российские военные, в свою очередь сообщают, что их наступление на Украину развивается успешно и в соответствии с планом. Москва не обновила данные о потерях с тех пор, как 2 марта, еще перед Вознесенским сражением, признала гибель 498 военнослужащих.

По словам украинских официальных лиц в городе, после боев под  Вознесенском русские оставили около 30 из своих 43 транспортных средств — танков, бронетранспортеров, реактивных систем залпового огня, грузовиков, — а также сбитый ударный вертолет Ми-24. Остатки вертолета и несколько фрагментов сгоревшей российской бронетехники во вторник все еще были разбросаны по Вознесенску.

Российские войска отступили более чем на 40 миль на юго-восток, где другие украинские части продолжали наносить по ним удары. Некоторые рассеялись в близлежащих лесах, где, по словам местных властей, 10 из них попали в плен.

«Против них у нас не было ни одного танка, только гранатометы, ракеты «Джавелин» и помощь артиллерии», — рассказал Д. (позывной "Призрак", командир разведывательной группы украинского спецназа в этом районе, житель Вознесенска. «Русские не ожидали, что мы будем такими сильными. Для них это было неожиданностью. Если бы они взяли Вознесенск, то отрезали бы весь юг Украины».

По оценкам украинских офицеров, в Вознесенске погибло около 100 российских военнослужащих, включая тех, чьи тела были увезены отступающими российскими войсками или сожжены в обугленных транспортных средствах. По состоянию на вторник в  [рефрижераторном] вагоне, превращенном в морг, находилось 11 мертвых российских солдат, а поисковые группы искали другие тела в близлежащих лесах. Сельские жители похоронили еще несколько человек.

«Иногда мне хочется погрузить эти тела в самолет и сбросить их все в Москву, чтобы они поняли, что здесь происходит», — сказал г-н Сокуренко, владелец похоронного бюро, укладывая во вторник пятый русский труп на синее пластиковое покрытие внутри своего фургона с надписью «Груз 200» — советское военное сленговое обозначение погибшего в бою. Его сопровождал украинский военный взрывотехник, так как некоторые тела были заминированы.

По словам местных властей, около 10 украинских мирных жителей погибли в Вознесенске во время боя и еще двое подорвались на фугасе позже. Украина не раскрывает свои военные потери. По словам местных жителей, есть погибшие, в основном среди добровольцев территориальной обороны.

Русская операция по захвату Вознесенска, расположенного в 20 милях от Южно-Украинской АЭС, была масштабной и хорошо оснащенной. Это началось после того, как российские войска разошлись веером с Крымского полуострова, который Москва отделила от Украины и аннексировала в 2014 году, и двинулись на север,  захватив областной центр Херсон 1 марта. Они продвинулись к окраине Николаева, последнего крупного города перед Одессой, который является главным портом Украины.

Примерно в 55 милях к северу от Николаева, в Вознесенске, находился  альтернативный мост через реку Южный Буг и выход на магистраль, ведущую в Одессу. Российские войска устремились к городу одновременно с успешным наступлением на северо-восток, чтобы захватить город Энергодар, где расположена еще одна крупная украинская атомная электростанция. По словам военных, падение Вознесенска открыло бы уязвимые места в защите атомной станции к северу отсюда (Южноукраинская АЭС прим. перев.).

Мэр Величко работал с местными бизнесменами, чтобы раскопать берега реки Мертвовод, которая прорезает город, чтобы переправа бронетранспортеров оказалась невозможной. Он поручил другим бизнесменам, владевшим карьером и строительной компанией, перекрыть большинство улиц, чтобы направить российскую колонну в районы, находившихся в зоне поражения артиллерии ВСУ.

Перед наступлением русских, саперы взорвали мост через Мертвовод и железнодорожный мост(через р. Южный Буг - прим. перев.) на окраине города. Россиян в Вознесенске и его окрестностях ждали солдаты регулярной украинской армии и бойцы Сил территориальной обороны, которые Украина создала в январе, занимаясь вербовкой и вооружением добровольцев для защиты местных территориальных общин. О том, что произошло дальше, рассказали  очевидцы, из числа местного населения, официальные лица и украинские участники боевых действий.

Ракетные удары

Российское наступление началось с ракетных ударов и обстрелов центра Вознесенска, в результате чего был разрушен муниципальный бассейн и повреждены многоэтажки. Вертолеты высадили российские десантно-штурмовые подразделения на лесистую гряду юго-западнее Вознесенска,в то время, когда с юго-востока двигалась бронетанковая колонна. Г-н Величко рассказал, что коллаборационистка, а именно женщина за рулем внедорожника Hyundai, показала российской колонне путь по проселочным дорогам.

По оценкам украинских офицеров, в нападении участвовало около 400 российских военнослужащих. Их было бы больше, если бы эти силы — в основном из состава 126-й бригады морской пехоты, базирующейся в Перевальном в Крыму, согласно изъятым документам, — не попали по пути под сильный артиллерийский обстрел.

Наталья Горчук, 25-летняя мать троих детей, рассказала, что российские солдаты появились в ее саду, в селе Раково Вознесенского района, рано утром 2 марта. Они приказали ей и соседям уйти в целях их безопасности и поставили четыре танка и БМП между домами. Солдаты говорили девушке: “Тебе некуда идти? Это место будет обстреляно”.

«Мы можем спрятаться в подвале», — ответила она.

«Подвал тебе не поможет», — сказали они ей. Спрятав ценные вещи, Наталья и ее семья сбежали, как и большинство соседей.

На окраине Раково Владимир Кичук, охранник плантации грецкого ореха, проснулся и обнаружил в своей хижине пятерых российских десантников. Они забрали его телефон и заставили лечь на землю, — рассказала его жена Анна. «Как только они поняли, что воровать нечего, они сказали ему: ты можешь встать после того, как мы уйдем», — сказала она. К концу дня пара уехала из села.

Российские солдаты заняли дома жителей села Раково и обсутроили снайперскую позицию на крыше. Они искали мешки, чтобы наполнить их землей для укреплений, жгли сено для создания дымовой завесы и требовали еды.

По словам Д., местная жительница, которая согласилась готовить для россиян, сейчас находится под следствием. «Предательница — она сделала это из-за денег», — сказал он. «Я не думаю, что деревня простит ее и позволит ей жить здесь».

Ниже по склону от Раково российские войска разместились на заправочной станции на въезде в Вознесенск. Российская боевая машина подъехала к взорванному мосту через Мертвовод, открыв огонь по базе территориальной обороны слева. Пять танков при поддержке БТР выехали на поле с видом на Вознесенск.

Группа добровольцев территориальной обороны, вооруженных автоматами Калашникова, пряталась в здании на краю этого поля. У них не было особых шансов против крупнокалиберного пулемета БТР, сказал В. (позывной "Витек"), один из офицеров территориальной обороны города; некоторые были убиты, а кто-то убежал. Российские войска на двух грузовиках «Урал» готовились к бою и установке 120-мм минометов на засеянном озимыми  поле, но успели только разгрузить боеприпасы, прежде чем начался украинский обстрел.

Сообщение координат

С наступлением темноты 2 марта г-н В. укрылся в роще на краю пшеничного поля под проливным дождем. По его словам, находящиеся там российские танки готовились открыть огонь по Вознесенску и сразу же отступить на несколько сотен метров, чтобы избежать ответного огня.

Г-н В. разговаривал по телефону с украинской артиллерийской частью. Отправив координаты через приложение для обмена сообщениями в социальных сетях Viber, он дал возможность открыть артиллерийский огонь по русским. То же самое сделали и другие местные добровольцы территориальной обороны в городе. «Все помогали», — сказал он. «Все поделились информацией».

В результате украинских обстрелов на поле образовались воронки, а некоторые российские машины получили прямые попадания. Другие украинские регулярные войска и силы территориальной обороны двинулись к российским позициям пешком, поражая автомобили ракетами Javelin, поставленными США. Когда российская бронетехника загорелась, в том числе три из пяти танков на пшеничном поле, солдаты бросили работающие машины и скрылись пешком или умчались на БТРах, у которых еще было топливо. Они оставили ящики с боеприпасами.

По его словам, несколько дней спустя г-н В. подобрал российского призывника, который служил помощником артиллериста на реактивной системе залпового огня «Град», которая атаковала Вознесенск из леса. 18-летний призывник, родом с востока Украины и житель Крыма с 2014 года, получил сотрясение мозга после взрыва рядом с ним украинского снаряда. По словам г-на В., он проснулся на следующее утро, оставил оружие и пошел в деревню. Там женщина забрала его к себе домой и позвонила сельскому старосте, который сообщил в территориальную оборону. «Он до сих пор в шоке от того, что с ним произошло», — сказал г-н В.

Д., командир разведывательного подразделения, сказал, что он взял в плен несколько солдат в возрасте около 20 лет и 31-летнего старшего лейтенанта российской военной разведки. По его словам, лейтенант заставил рядового сменить форму, но был обнаружен из-за разницы в возрасте, а также из-за того, что украинские военные обнаружили российские личные документы в командирской машине колонны.

«Русские получили приказ войти, захватить и ждать дальнейших указаний», — сказал Д. «Но у них не было приказа, что делать, если они потерпят поражение. Этого они не планировали».

По словам жителей села, 2 марта российские военные задержали местного жителя, обнаружив у него бинокль. «Они посадили его в подвал и сказали, что утром расстреляют за корректировку артиллерийского огня», — сказал Д., добавив, что задержанный не был корректировщиком. «Но утром его не успели казнить. Они были слишком заняты бегством.

Русские отступают

При отступлении 3 марта российские войска обстреляли часть Раково, находящуюся на спуске. Прямое попадание пробило крышу местной поликлиники, где медсестрой работала мать Д, Раиса. — Мы только что построили новую крышу, — вздохнула она, показывая зияющую дыру. «Но это не имеет значения. Главное, что мы их выгнали и выжили».

Когда жители села вернулись в Раково 4 марта, их дома были разграблены. «Одеяла, столовые приборы, все пропало. Сало, молоко, сыр тоже пропали», — сказала госпожа Горчук. «Картошку не взяли, потому что не успели бы приготовить».

На этой неделе в деревенских домах еще остались следы российских солдат. Шкафы и чуланы все еще были распахнуты от грабежей, а на полу валялись русские военные пайки и недоеденные банки с соленьями и консервами.

80-я бригада украинской армии буксировала последние оставшиеся российские БТР с нарисованными на бортах буквами «Z» — опознавательными знаками, которые в России стали символом вторжения. По словам  Д., около 15 российских танков и другой техники находились в нерабочем или аварийном состоянии. «Мы готовы ударить по русским их же оружием», — сказал он. По словам мэра, полностью сгоревшая техника, была убрана с улиц, потому что она пугала мирных жителей и содержала взрывоопасные предметы.

В Вознесенске возобновилось электроснабжение, нарушенное во время боевых действий, а также интернет, газ и водоснабжение. Банкоматы пополнились наличными, супермаркеты — продуктами.

Единственные взрывы сейчас слышны от саперов, время от времени обезвреживающих боеприпасы. Во вторник мэр города Величко ответил на телефонные звонки граждан, сказав одному, что позаботится о возможно больной бешенством собаке, и заверив другого, что ее коммунальные услуги не будут прекращены в военное время, даже если она задержит оплату. Он повздорил с командиром военных из-за того, что украинские солдаты слили топливо на автозаправке.

Спартак Хукасян, глава Вознесенского райсовета, сказал, что город, который больше не находится вблизи линии фронта, снова начинает привыкать к относительно мирной жизни. «Хорошо смеется тот, кто смеется последним», — сказал он. «У нас не было возможности посмеяться до сих пор».

The Wall Street Journal