Война изменила привычный уклад и ритм жизни многих украинцев, особенно проживающих в регионах, которые оказались в зоне боевых действий. Одним из таких регионов стала Николаевская область. С начала войны здесь было все – и оккупация территорий, и боевые действия, и ежедневные обстрелы, что приводило к разрушению многих объектов гражданской инфраструктуры и гибели мирных жителей. Николаев, плюс ко всему, столкнулся ещё и с проблемой длительного отсутствия во всем городе воды – вследствие разрушения водовода, по которому в город поступала вода. Следствием всех этих проблем стал отток кадров (многие были вынуждены покинуть Николаевщину, спасая себя и свои семьи), нарушение целостности инфраструктуры и ряд связанных с этим социальных проблем.
В условиях войны власть оказалась вынуждена решать проблемы, многие из которых годами не решались в мирное время. Не решались они, впрочем, не столько даже из-за отсутствия желания или политической воли (хотя в ряде случаев и этот фактор имел место), сколько из-за отсутствия необходимого финансового ресурса. Сейчас во многом этот ресурс Украине предоставляют международные партнеры – фонды, организации, правительства разных стран. И такое сотрудничество дает свои плоды: многие объекты, которые еще несколько месяцев назад напоминали руины, сейчас уже имеют абсолютно новый вид. Это происходит не только в городах, но и в селах (проблемы которых раньше, прямо скажем, интересовали только тех, кто в этих селах жил, и решались властями по остаточному принципу). Проиллюстрировать это мы можем на примере одной из общин, расположенных рядом с Николаевом.
Восемь лет назад в Украине стартовала административно-территориальная реформа и разным населенным пунктам было предложено объединяться в общины. Так появилась и Радсадовская община, в состав которой вошли шесть населенных пунктов – Радсад, Новобогдановка, Старобогдановка, Заречное, Козырка и Михайловка. Численность населения общины составляет всего 5 тыс. человек – в области она одна из самых маленьких.
От большей части Николаева Радсадовскую общину отделяет только река Южный Буг: община находится на правом берегу Южного Буга (поселки Большая и Малая Корениха, входящие в состав Николаева, находятся совсем рядом), а на левом берегу — Корабельный район Николаева. Таким образом, с началом войны Радсадовская община, как и город Николаев, оказалась очень близко к линии фронта, страдала от обстрелов и несла потери.
- В самом начале войны враг планировал захватить Николаев, Николаевскую область. Наша община в этом случае не стала бы исключением, - рассказал в интервью «Новостям-N» глава Радсадовской общины Юрий Пиньковой. - Были обстрелы, прилеты, особенно в первые месяцы войны. Пострадали и жилые дома, и объекты социальной сферы: три школы, амбулатория, дом культуры.
В настоящее время, благодаря помощи иностранных доноров, все эти объекты восстанавливаются.
- Сейчас мы принимаем участие в Программе развития ООН, и три наши учреждения попали в перечень на восстановление. Ждем, когда начнутся работы по бюджетным учреждениям. Если говорить о частном секторе, жилых домах, то сразу после обстрелов все, что смогли восстановить своими силами, восстановили. Где-то заменили окна, где-то — покрытия. А потом за счет и доноров, и государства обеспечивали людей строительными материалами, они частично проводили текущие и капитальные ремонты в своих поврежденных жилищах, - сказал Юрий Иванович.
Помогает людям и государство. Собственники пострадавшего имущества подают заявки по программе “єВідновлення” и получают компенсацию на восстановление поврежденных домов.
Столкнулась община и с кадровым голодом – с начала войны из общины выехало 50% населения, и на восстановление всех поврежденных объектов просто не хватало рук. Но с того момента, когда линию фронта удалось оттеснить за реку Днепр и Днепробугский лиман (ноябрь 2022 года), люди постепенно начали возвращаться, и сейчас вернулись уже практически все.
Радсадовская община приютила и многих переселенцев, которые выехали из мест, где ситуация оказалась еще хуже.
- В то время, когда город Николаев сильно и долго обстреливался, много переселенцев было из города Николаева. Располагаемся мы от города недалеко, и чтобы далеко не отъезжать от своих домов, они искали места поближе. Плюс, у нас есть здесь много дач. Люди использовали и эту возможность, чтобы спастись от обстрелов, - рассказывает Юрий Пиньковой. - Переселенцев было очень много, сейчас их остается около двух тысяч. Есть переселенцы и из Бахмута, и из Харьковской, Запорожской, Херсонской областей. Практически со всех территорий, которые сейчас оккупированы или находятся в зоне активных боевых действий.
По словам главы общины, сейчас ищут доноров, инвесторов, которые оказали бы помощь в строительства жилья для переселенцев.
Были проблемы и с газом, и с водой, и с электричеством. Особенно в те периоды, когда были активные «прилеты» по Николаевской области, в ходе которых выходили из строя объекты энергетики, повреждались линии электропередач и целые города районы на несколько часов погружались во тьму. Так что жители Радсадовской прошли через те же трудности, что и жители Николаева.
- Хочу отдать должное всем нашим службам – за сутки-двое мы восстанавливали все наши системы – и газовые, и электрические, и водопроводные сети. Долго люди без этих услуг не сидели – мы отслеживали, где какие повреждения, и стремились как можно скорее все наладить.
Несмотря на свою «маленькость», в Радсадовской общине есть целый ряд предприятий. Одним из самых крупных является АО «Радсад», которое занимается выращиванием винограда. Есть даже свой коньячный завод, и фермерские хозяйства. Причем некоторые из них тоже довольно известны – например, ЧП «Козырское» и ЧП «Владам».
- Был период, когда некоторые из них не работали – например, коньячный завод. Потому что обстрелы были не только по населенным пунктам, но и по предприятиям. Было очень много повреждений. Потом возобновили свою работу и сейчас работают на полную мощность, - отметил Юрий Пиньковой. - АО «Радсад» не останавливало свою деятельность, что дало нашей общине возможность выжить. Имею в виду финансовую сторону – уплата налогов и поступления в наш бюджет. Даже под обстрелами проводилась подготовка к сбору урожая, обрезка растений и другая работа. На сегодняшний день все предприятия работают.
Без помощи извне восстановить полноценную работу вряд представилось бы возможным. Во всяком случае, в такой сжатый срок.
- Нам очень помогают наши доноры, которых мы привлекали, и которые находили нас сами. Они оказывали нам гуманитарную помощь не только в виде продуктов питания, но и строительными материалами, что дало нам возможность довольно быстро восстановить многие наши объекты, - сказал глава Радсадовской общины.
Основной проблемой на сегодняшний день является жилищно-коммунальное хозяйство. Но это связано даже не столько с войной, сколько с устареванием многих коммуникаций, большинство из которых было построено еще в 50-60-х минувшего столетия, и нужно много финансового ресурса, чтобы это все обновить.
Наибольшее беспокойство сейчас вызывает финансирование на следующий год. Если раньше, например, значительный объем поступлений в бюджет общины приносил налог от денежного обеспечения военных, то теперь, как известно, Рада приняла закон, в соответствии с которым этот налог переходит в бюджет государственный. Процент поступлений в местные общины будет уменьшен, и вопрос выживания актуальности не теряет. Но Юрий Пиньковой верит, что государство все же разработает механизм, при котором эти деньги будут все-таки работать на общину.
Верит он, что не оставят общину в беде и международные партнеры. Но главное общины – это, конечно же, люди, жители общины, которые показали, что готовы работать на ее благо даже в самых экстремальных, кризисных условиях.
- Работаем. Работаем над восстановлением. Занимаем не самые худшие места по разным направлениям. Сохранили культуру, и сегодня есть возможность наших детей заниматься в кружках, а наши художественные коллективы занимают призовые места в разных конкурсах. Только в этом году пять наших коллективов защитили звание «образцовых». Работаем так же, как и работали до начала вторжения. Но больше сконцентрированы на помощи людям, на восстановление всех наших объектов, - сказал глава Радсадовской общины.