Статьи

«Я +», МЫ — в «минус»

16:57—14 Декабрь 2011«Я +», МЫ — в «минус»1000+
Сергей Гаврилов, специально для «Новости-N»

 

13 декабря в зале Тарковского кинотеатра «Мультиплекс» в «Сити-центре» состоялась премьера документального фильма николаевского режиссера Байрама Гаджиева «Я+». Об этой картине можно сказать казенно: фильм посвящен проблемам заболевания, распространения и профилактики ВИЧ-инфекции и СПИДа и т.д., и т.п. Но…это кино немножко о другом.


В полумиллионном Николаеве многие люди пытались реализовать себя в кинематографе. Были попытки делать полнометражные художественные фильмы, телесериалы и документальное кино. Уже два года подряд реализуется проект новогоднего шоу, где участвуют актеры театров, известные горожане, чиновники и журналисты. Многие наши телевизионщики являются лауреатами престижных кинофестивалей и обладателями различных премий, но… для всех, кто в Николаеве делал кинопродукты, это были только «знаковые» эпизоды в личной биографии.


Для Байрама Гаджиева кино – сама жизнь. Он решил уйти сюда насовсем и… пока получается. До этого все у него было определенно. Родился, учился, делал карьеру в милиции. Дорос до начальника уголовного розыска Николаева. В мутные 90-е «махал шашкой», затем все бросил. Бросил определенность, устоявшийся быт, «борьбу за пенсию», бросил завтрашнюю предсказуемость. Ушел в отставку и поехал учиться в Москву на высшие курсы режиссеров и сценаристов. Два года был в мастерской Аллы Суриковой и Владимира Фокина. Потом вернулся в Николаев и создал студию «Никофильм».


Здесь режиссер снял несколько разножанровых картин: «Птичий грипп» - фантастическая история о том, как вместо вакцины против гриппа, работникам николаевской радиостанции по ошибке вкололи психотропный препарат, сделавший продажных журналистов внезапно искренними людьми. «Мгновения весны» - пародия на украинский политический бомонд времен «оранжевой» революции. «Служба длиною в жизнь» - документальное кино об истории николаевской полиции и милиции. «Мы строили крейсера авианесущие» - о строительстве николаевских авианосцев и «День Святого Георгия» - фильм к юбилею Николаевского УБОПа. В промежутках Байрам Гаджиев умудрился стать лауреатом премий нескольких украинских кинофестивалей.


Фильм «Я+», презентация которого состоялась в зале Тарковского кинотеатра «Мультиплекс», стоит особняком в фильмографии режиссера. Жесткая история о симпатичной николаевской барышне, которая жила счастливо, делала партийную карьеру при советской власти, затем влюбилась, родила детей, хотела стать счастливой, но… супруг бросил. Вышла замуж второй раз, опять родила детей и вновь ее бросили. Осталась одна. На руках остались шестеро дочерей и легкое недомогание. Недомогание сочетается с температурой по вечерам. Вялотекущая болезнь, терапевты ставят диагнозы «с потолка», анализ крови и… приговор – СПИД.


О СПИДе сняты терабайты документального кино, написаны миллионы журналистских статей. Спрашивается, зачем еще один фильм на изъезженную тему?


Байрам Гаджиев снял фильм не о СПИДе, он сделал философскую притчу о смысле ЖИЗНИ и смысле СМЕРТИ. Это история о свободе человека и о том, как ею люди распоряжаются. Свобода, в понимании режиссера, это набор альтернатив, который уменьшается с увеличением биологического возраста человека.


С момента появления на свет у каждого открывается необозримое количество путей реализации себя как личности. После окончания школы число альтернатив уменьшается, после вуза их еще меньше, дальше - еще меньше. В конце концов, у всех людей остается один выбор – жизнь и/или гробовая доска.


Главная героиня фильма - молодая женщина - долгое время живет в условиях последней альтернативы. Живет в тесном жилкопе. Людской муравейник – дети, мама, родственники, соседи по двору. Она знает, что больна и все об этом знают. Жесткая николаевская реальность и неприкрытая агрессивность бытия. Кормит детей завтраками, отправляет в школу. Родительские собрания, оплата коммунальных услуг, всё, как у всех, но… не всё. Нужно ходить на терапию в николаевский СПИД-центр и в евангелистскую церковь. Терапия и вера позволяют женщине до сих пор существовать. Если она умрет дети, останутся сиротами.


Сюжетная перипетия в картине отсутствует. Живет себе женщина и живет. Как живут тысячи одиноких женщин в нашем городе. Кажется, что ничего не происходит, но это только кажется. Фильм завораживает и не отпускает зрителя до последнего кадра.


Премьера «Я+» стала своеобразным тестом на зрительское восприятие режиссерского продукта. Зал Тарковского вмещает 185 человек, пришло более 200. Это студенты (вместо третьей пары), врачи, чиновники, преподаватели, журналисты, писатели, известные поэты и художники. Много было заинтересованных взрослых, много телеканалов и… сама главная героиня фильма.


Общая продолжительность киноленты – 35 минут. Когда зрители просмотрели 29 минут, внезапно погас свет («подарок» сделало Николаевское облэнерго). Через три минуты включили внутренний генератор и стало светло. Смущенные администраторы «Мультиплекса» объявили присутствующим о том, что их аппаратура не позволяет начать трансляцию фильма с места разъединения. Нужно все смотреть сначала. Кино смотрели второй раз. Никто не ушел. Всем хотелось узнать, чем эта история закончится.


Байрам Гаджиев ничего не придумывает. В документалистике придумать что-то новое очень сложно, да и бессмысленно («все украдено до нас»). Тем не менее, он придумывает самое главное – свой стиль. Это его отличает от других режиссеров и дает главный приз – НЕПОВТОРИМОСТЬ.


В фильме, практически, нет диалогов. Одни монологи. Люди говорят и… говорят очень грамотно. Стилистически грамотно. Ощущение такое, что очень многое репетировалось. Но это только впечатление. Как можно репетировать слезы крупным планом?..


- Сколько было дублей и чьи тексты? – Спросил я режиссера в приватной беседе.

- Один дубль и никаких текстов. Люди говорили то, что думали и то, что накипело…

- Врешь! У тебя гаишник в прошлом фильме про ментов два часа не мог запомнить четыре предложения и сказать их в камеру. Ты мне сам рассказывал, что пришлось ехать до Херсона, пока он не выучил фразу…

- Хм, то был гаишник, который говорил мой текст, а здесь простые люди и выстраданные мысли…


Киноправда – жанр, который ошельмован всеми критиками и прочно забыт. Забыт с тех времен, когда показывали шокирующие сцены пыток американских военнопленных во Вьетнаме и сексуальные оргии на рок-фестивалях в Вудстоке. Киноправду запрещали на правительственном уровне в Норвегии, Канаде, Австралии и США. Но этот жанр продолжает «тлеть» на фестивальных задворках.


Байраму Гаджиеву удалось удержаться на этической линии и не сделать тривиальную украинскую чернуху. Главная героиня фильма пришла на премьеру и поблагодарила всю съемочную группу и режиссера.


«Я +» - это сленговое выражение докторов, работающих в СПИД – центрах. Оно маркирует ВИЧ-инфицированного пациента. Если ты в «плюсе» – ты болен, если в «минусе» - здоров. Чем больше «Я +», тем больше МЫ в «минусах». А Главный врач Николаевского областного центра профилактики и лечения больных СПИДом Ирина Кочергина, которая принимала непосредственное участие в фильме, озвучила перед премьерой такую статистику: на планете Земля сегодня болеют СПИДом 60 миллионов человек, 20 миллионов людей уже умерли. МЫ пока все в жестоком «минусе» от индивидуальных «плюсов».


Байрам Гаджиев снял кинофильм на собственные средства, не обращаясь ни в какие грантопотребительские организации по профилактике СПИДа, которых в Николаеве насчитывается аж целых 18. Это гражданская позиция режиссера – большая редкость в наше тяжелое время.