Житель Мурманска 18 лет провел в "дагестанском рабстве"
В субботу дагестанские правозащитники отправили в Москву уроженца Мурманской области Сергея Хливного, который с прошлого века был занят на принудительных работах на Северном Кавказе. Мужчина совершил несколько побегов, но всякий раз его вновь обращали в рабство, и пределы Дагестана он покинуть не мог.
Из неволи Сергея вытащили активисты общественного движения "Альтернатива", которое занимается освобождением рабов по всей России, пишет издание "Кавполит".
В 1996 году Сергей Хливной работал в речном пароходстве Мурманска и плавал в Астрахань. Во время очередного плавания он познакомился там с дагестанцами. После распития алкоголя собутыльники отвезли Сергея на кирпичный завод рядом с Каспийском, где у него отобрали паспорт. Вернуть документы моряку обещали после того, как он отработает заплаченные за него деньги.
Завод хорошо охраняли, а по периметру была натянута колючая проволока, но Сергею через несколько месяцев удалось бежать.
По дороге беглеца перехватили четверо дагестанцев. Они затолкали бредущего вдоль трассы человека в машину и увезли высоко в горы. Пять месяцев в райцентре Акуша Хливной пас скот, причем его ноги сковывали цепью, как копыта коров или лошадей.
После очередного побега Сергея задержали милиционеры. Они арестовали его на 10 суток за отсутствие документов, но дали возможность созвониться с родственниками.
У семьи моряка не нашлось в кризисном 1998 году денег, чтобы вызволить его с Кавказа. И Сергей вновь попал в рабство в качестве пастуха.
После очередного побега Хливной попал к кумыкам, проживавшим в Хасавюртовском районе. Там он позднее и познакомился с еще одним рабом - Василием Зубиком.
Зубик недавно бежал с кирпичного завода в Дербенте и пришел в благотворительный фонд "Инсан" при Центральной мечети Махачкалы. "Директор и сотрудники фонда меня уведомляют, когда к ним приходят "кирпичники" - сбежавшие рабы, - рассказывает дагестанский координатор "Альтернативы" Закир Исмаилов. - Василия мы забрали, поселили в гостинице в Махачкале".
Его собирались отправить в Москву, но Зубик решил действовать самостоятельно, и на автовокзале его перехватили неизвестные и отвезли в хозяйство, где находился Хливной.
Василий передал Сергею номер телефона "Альтернативы", а правозащитники потом помогли ему бежать.
По мнению правозащитников, в Дагестане мурманский моряк был обречен оставаться рабом. "Понимаете, когда человек идет по трассе, сразу видно, что он русский, что он бедолага, и его можно забрать на какую-то работу, - объясняет Закир. - Сергею много раз обещали сделать документы, но кому это надо, если его можно эксплуатировать? Его и на цепях держали, и избивали, и нос ломали".
Примечательно, что подобные тяжкие преступления, связанные с лишением человека свободы и истязаниями, остаются безнаказанными. В 2013 году на каменных карьерах в Левашинском районе правозащитники с помощью спецназа, прокуратуры и следственного комитета освободили восемь человек.
"Восемь уголовных дел возбудили по этому факту. Через месяц они все развалились, - говорит Закир Исмаилов. - Потому что, если хоть какое-то уголовное дело будет, это будет удар по главе правительства Дагестана".
Установлено, что еще в 1996-1997 годах мать и брат Сергея Хливного неоднократно подавали заявление о его пропаже в милицию. Однако стражи порядка под различными предлогами отказывались его искать, пишет "Кавказский узел".
Добавим, что рабами в Дагестане становятся не только "русские бедолаги", волею судьбы попавшие на Кавказ. Например, первое расследование "Альтернативы", возникшей в 2012 году, касалось узбека, похищенного в Москве на "площади трех вокзалов". Его вывезли в Дагестан и заставили пасти баранов, как и Сергея Хливного. Через два года узбек заболел. Тогда его избили и бросили на 10 суток в подвал. Потом умирающего выбросили на одной из автомоек. Мужчину доставили в больницу, где он и скончался.
По данным правозащитников, в Дагестане работает около 500 кирпичных заводов. На каждом из этих предприятий заняты около 25 человек, сообщает "АПН". "Из этого числа примерно пятеро - дагестанцы (охранники, снабженцы, бригадир и правая рука хозяина завода). А сама рабочая сила состоит, в основном, из русских, украинцев и белорусов", - рассказывает Закир Исмаилов.
Власти предпринимали попытки закрыть кирпичные заводы или хотя бы вынести их за черту Каспийска и Махачкалы, но эти решения носили кратковременный характер. По словам главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, хозяевами многих кирпичных заводов являются депутаты или судьи.
Фактически, в Дагестане сформировался целый "невольничий рынок", который легко удовлетворяет спрос на дармовую рабочую силу. Однажды правозащитники забрали с завода 17 человек, которых там удерживали хозяева. А уже на следующий день они узнали, что на то же предприятие завезли новую партию из 20 работников.