Если бы природа вернулась в город. ФОТО

17.11.2015 в 20:30

ЧЕМ ИНТЕНСИВНЕЕ ПРОИСХОДИТ распространение в мире зелёных технологий, тем яснее становится, что у природы появляется всё больше шансов вернуться и в российские города. Конечно, в этом объективно заинтересовано большинство живущих в них людей, но только далеко не все представляют, как это может произойти ввиду того, что с природой для многих традиционно связываются лишь ассоциации с городскими садами, парками и бульварами. А для их обустройства в структуре наших городов хронически не хватает места. Разговор о «зелёном городе будущего» предполагает серьезное переосмысление самого понятия «природа», которая может обрести радикально новый смысл, если задуматься всерьез о его новом наполнении и расширении границ возможных изменений.

Меняем отношение

«Зелень», «зелёнка»: в этих пренебрежительных словах, употребляемых применительно к природе в городе разными людьми, от простых горожан до якобы обученных профессии ландшафтных архитекторов и специалистов городского благоустройства, заключен весь смысл проблемы.

2. Гренобль. Пешеходы и трамвай 800

Гренобль, Europole. Пешеходы и трамвай в едином природном пространстве.

3. Гренобль. Природные приоритеты 800

Гренобль. Природные приоритеты возникают зримо уже при замене асфальта на зеленый газон вокруг полос движения трамвая.

Вытеснив «первую», естественную природу из городских пространств под предлогом необходимости строить больше промышленности и новых жилых районов, многие наши города перешли к имитации природных компонентов – «второй природы» – в виде отдельных озеленённых оазисов для отдыха горожан. При этом далеко не все вновь созданные ландшафтно-рекреационные территории, сделанные с немалой долей копирования приемов построения исторических парков, обладают элементарной экологической устойчивостью, не говоря уже о неизбежном моральном старении спустя десятилетие после создания.

Мировая практика давно и всерьез развернулась лицом к этой проблеме, перестав рассматривать город как антипод природе и не относясь к загородным тысячам гектар природных ландшафтов, заполненных дачами, как неизбежному убежищу для горожан, желающих почувствовать прелесть природного окружения. Явно зайдя в тупик с недооценкой роли природы в организации полноценной среды обитания в городе, стоит задуматься над тем, как и что нужно изменить, чтобы начать возвращаться к реальным ценностям среды для человека.

4. Гренобль. Устойчивые преимущества пространств 800

4.1. Гренобль 800

Гренобль. До глубокой ночи пешеходно-трамвайные зоны остаются многолюдными, оттеснив автомобили.

Нарастающий прессинг транспорта на человека в городе требует самого срочного реагирования. Понятно, что на простые призывы пересесть на общественный транспорт большинство автовладельцев ещё не готово ответить положительно. А аргументы для такого решения, между прочим, заключены, наряду с реальным прогрессом в модернизации самих средствах общественного транспорта и организации его движения, и в радикальном включении природы в структуру городских улиц. Причем не в виде привычных нам цветочных декораций.

Поиск альтернатив

Появление в Европе зелёных транспортных коридоров, по которым движутся точно по расписанию комфортные троллейбусы или трамваи новейшего поколения – один из примеров решения вопроса не в плоскости запретов автомобильного транспорта, а в плоскости обеспечения качественно другого предложения для передвижения по городу. Выбор в пользу зелёных транспортных коридоров аргументируется многократно возросшей гарантией экологических качеств среды, подкреплённых радикальным изменением роли природы. Она сопровождает человека в этом новом пространстве, предлагая ему варианты (кроме передвижения на общественном транспорте) спокойных пешеходных прогулок или езды на велосипеде. Примеры французских Гренобля и Лиона достаточно красноречиво говорят об убедительности подобного пересмотра роли природы.

5. Лион. Зеленый коридор для троллейбуса 800

Лион. Зелёный коридор для троллейбуса. Движение с комфортом в природе.

6. Лион. Троллейбусное пространство 800

Лион. Среда с троллейбусными остановками наполнена природой.

Превращение загазованных магистралей в новые озеленённые пространства с широким газоном и рельсами для трамвая в Гренобле, где автомобилям оставлено лишь по одной полосе в каждую сторону, позволило радикально изменить экологическую ситуацию в городе. Подобная реструктуризация городских транспортных пространств заставила автовладельцев пересмотреть варианты передвижения по городу. Зелёный общественный транспорт стал более удобным для передвижения в городской черте, так как он не связан с необходимостью поиска места парковки, а сеть его маршрутов накрывает плотно весь город. В Лионе аналогичное преобразование было реализовано применительно к новым троллейбусным направлениям, идущим в природном окружении.

Природа в этих примерах перешла в новое качество, перестав быть островками садиков или оазисами парков в окружении построек и асфальта дорог: она достигла качества разветвленной зелёной инфраструктуры, без которой город трудно вернуть к экологически сбалансированному состоянию. Взаимосвязь отдельных её частей и проникновение во все функциональные зоны трудно связать с понятием «озеленение», так как инфраструктура подчиняется иной логике: наполнению города природой для постоянного сопровождения человека и повышения комфортности его окружения без затратных декоративных композиций. Качество «структурирующей природы» стало наиболее востребовано в экологически проблемной городской среде, позволив внести необходимые природные «слои» между участками пространства с очевидным «напряжением». Фрагменты природы в виде свободно растущих многолетних культур, включая злаки, заполнили транспортные и пешеходные пространства, сокращая негативное воздействие транспорта на человека.

10. Гренобль. Островки природы в пешеходном 800

Гренобль. Островки возвращенной природы вместо прежней тотальной парковки на улице в центре города.

Сделав радикальный шаг в сторону возвращения природы в город, эти и другие города в Европе смогли уйти от транспортного коллапса с тотальным прессингом автомобиля и неизбежным сокращением жизненного пространства человека. В конфликте между автомобилем и человеком в городской среде последовательное расширение роли природы в изменении структуры городских открытых пространств включает и пересмотр поперечных профилей городских улиц. При этом природа помогает «упаковать» автомобили по сторонам от полос движения в зелёные «ниши», обеспечивая одновременно и пешеходам возможность передвижения по зеленым бульварам по оси улицы.

Любите пешеходов!

Актуальность обустройства во многих городах достойной среды для пешеходов давно известна в международной практике. И во многих российских городах предпринимались попытки создать новые пешеходные зоны. Разница с международной практикой заключается, главным образом, в том, что в Европе это крайне полезное направление обустройства городской среды происходит с акцентом на возвращение природы, а не на возведение монументальных скульптур, тотальное мощение серой плиткой или дорогим гранитом с обустройством фонтанов «под исторические» и расстановкой скамеек, похожих на музейные. Но по тому, насколько природный ресурс используется в обеспечении комфорта, в первую очередь для визуального разграничения от машин и создания пространств переменного масштаба, можно судить о современности применения дизайна.

7. Гренобль. Городские улицы с включенной 800

Гренобль. Городские улицы с разделительной полосой, где высажены многолетние растения, не требующие ухода. Экологически устойчивая среда.

Даже в историческом окружении нет ни малейшей необходимости копировать ландшафтные приемы создания ландшафтных композиций, состязаясь с уникальным наследием прошлых веков. Достаточно посмотреть на европейские города, чтобы понять, как может быть сделан весьма современный дизайн с природой, не увлекаясь нагромождением псевдоисторических декораций. В центре Гренобля вблизи Place Grenette на короткой улочке возвращение природы реализовано созданием ряда природных островков, интервалы между которыми заполнены либо велостоянками, либо местами отдыха со скамейками, либо уличными кафе.

8. Гренобль. Пешеходное пространство 800

Гренобль. Пешеходное пространство в центре города. Когда природа вносит решающие аргументы в пользу комфортности среды для человека.

9. Гренобль. Сократив число полос движения 800

Гренобль. Сократив число полос движения автомобилей всего до двух, можно выиграть качество среды, разместив в параллельных полосах платные стоянки, между которыми могут передвигаться пешеходы по безопасным озелененным пространствам.

Но самое главное в том, что для обозначения визуальных границ и исключения какого-либо воздействия пешеходов, велосипедистов или уборочного транспорта, по углам зелёных площадок расставлены самые простые вертикальные столбики из деревянного бруса и устроены невысокие оградки. Полное ощущение загородной идиллии с фруктовыми деревьями, уютными кафе и доступными местами для сидения под цветущими деревьями заметно отличается от монументальных последствий обустройства многих наших пешеходных зон, нагруженных лишними декорациями.

Простое – сложно

Сделать просто, но с экологическим смыслом, оказывается сложно. И не стоит в этой связи в очередной раз вспоминать о каком-то особом культурном контексте или суровой и снежной зиме. Минимализм предполагает постоянный прогресс в сознании тех, кто проектирует городскую среду и реализует качественно новые проекты.

13. Копенгаген. Каскад садов с природой 800

Копенгаген. Каскад садов с природой на крыше — одна из реальных возможностей северной страны включить растительность в структуру здания. Комплекс Mountain House.

Применять средства природы для структурирования пространства городских улиц можно достаточно эффективно, используя не только посадки в грунт (в них, безусловно, главный ресурс для возвращения к экологически сбалансированной среде), но и контейнерные технологии. Вопрос эстетики остается крайне важным, поэтому актуально минимальное визуальное воздействие самих контейнеров, а максимальное распространение растительности. С помощью подобных контейнерных модулей могут быть эффективно обозначены границы разрешенной парковки или места для хранения велосипедов на городских улицах.

12. Гренобль. Структурирующие контейнерные 800

Гренобль. Структурирующие контейнерные модули с растительностью на городской улице: в интервалах между ними обустроена велостоянка.

В сознании проектировщиков и застройщиков, возводящих отечественные многоэтажные комплексы, не часто возникают идеи организации полноценной среды в ближайшем окружении вновь построенных «тысяч квадратных метров жилья». Вся «мощь строительной технологии», как правило, «обрушивается» на устремление к облакам очередного жилого гиганта. Применительно к подобным постройкам в крупных городах трудно говорить о возвращении будущим жителям природы: посадки любого количества растительности в ближайшем окружении уже не в состоянии спасти жилые комплексы созданием полноценной, масштабной человеку природной среды.

Молодая кровь

Однако у гонки за количеством каменно-бетонных этажей в мире давно существует альтернатива. И заключается она не только в ином заполнении пространств между жилыми зданиями, а в трактовке самой архитектуры, ставшей без преувеличения зелёной. Преодолев многие стереотипы, всё еще бытующие у наших архитекторов и строителей, зарубежные авторы перешли к конструированию «интегрированной природы» в структуре самих зданий.

Одним из примеров таких ярких творческих коллективов служит молодая датская команда Bjarke Ingels Group (BIG). Именно они предложили новейший вариант эко-архитектуры с интегрированной природой в проектах 8 House и Mountain Dwellings в Копенгагене. В этих жилых комплексах не только преодолены все существующие стереотипы в части размещения природы в структуре зданий, но и решён вопрос хранения автомобилей без ущерба для жилой среды.

14. Копенгаген. Наклонные крыши 800

Копенгаген. Наклонные крыши с растительностью (седумы) не только обеспечивают нормальную инсоляцию двора, но и позволяют собирать дождевую воду с большой поверхности. Комплекс 8 House.

Выбор варианта возвращения природы в каждом из комплексов был связан с различными концептами жилого пространства. В Mountain Dwellings 80 каскадных квартир в два этажа спускаются над многоэтажным гаражом на 600 машиномест, а в комплексе 8 House 9-ти этажное строение понижается до 2-х этажей в южную сторону для обеспечения нормальной инсоляции квартир в нижних этажах строения, образующего в плане восьмерку. Но и в одном, и в другом комплексах не было ни малейших попыток просто «накачать» массу бетона на большую высоту.

15. Копенгаген. Поднимаясь по пандусу 800

Копенгаген. Поднимаясь по пандусу на 9 этаж, можно увидеть на всех этажах вдоль него небольшие зелёные палисадники. Природа способна подняться на любую высоту над землёй.

Случай, когда для авторов решающим был фактор открытости в природу и её включенности в архитектурное пространство, повлиял на объемную трактовку зданий. Как итог, появилась серия реально современных объектов, поднявших планку технологических и архитектурных возможностей создавать здания с включением природы. С возведением названных комплексов у архитекторов многих стран появилось убедительное подтверждение возможности строить по-другому, преодолевать отчуждение природы, включая её в пространство для жизни. Старая задача одновременного повышения качества среды и обеспечения жителей стоянками для автомобилей получает новое решение. С этой точки зрения, жилой дом в Тапиоле (Эспоо), демонстрирующий, как можно расположить коллективный сад для всех квартир на крыше пристроенного гаража, представляется крайне полезным примером для северной страны.

А что мы?

Появление в городах всё большего количества зон и объектов деловой активности заставляет задуматься над перспективами распространения в нашей стране новых подходов и международного опыта организации таких комплексов, с большим вниманием к вопросам их интеграции в природную среду. Именно с этими объектами, на которые выделяются немалые средства, связаны надежды на обновление отечественной архитектуры через обретение технологичного «зелёного» смысла.

Дополнительная степень пространственной свободы в выборе приемов объемно-пространственной организаций зданий делового и научного назначения даёт возможность выбирать и форму плана, и силуэт, и трактовку внутреннего пространства архитектурных объектов с ориентацией на расширенное включение компонентов природы в их структуру. Использование принципов зелёной архитектуры, включающих обращение к источникам альтернативной энергии, энерго- и ресурсосбережению напрямую связано с применением «включённой» природы при проектировании подобных построек.

Опыт Финляндии, в частности, одного из самых молодых городов рядом со столицей – города Эспоо, даёт представление о перспективах строительства новых общественных зданий в единстве с природой. Многолетняя практика создания архитектурных объектов как части ландшафта в этой северной стране ещё со времени строительства города-сада Тапиолы получает здесь постоянное продолжение. Полезно для осмысления стремление современных финских архитекторов сохранить как можно больше естественной природы при возведении новых объектов, но не менее полезны и приемы включения «второй» природы в качестве логического продолжения «первой».

16. Тапиола. Жилой дом с пристроенным 800

Тапила, Эспоо. Жилой дом с пристроенным гаражом в качестве пространства для размещения природы на крыше.

17. Тапиола. Эффект вырастания из природы 800

Тапиола, Эспоо. Эффект вырастания здания из природы, хотя его нижний ярус включает гараж, стены которого и крыша наполнены природой.

На примере строительства объектов научно-технологического международного кластера в Кейлалахти, включая головные офисы компаний Nokia, Fortum, Kone и Neste Oil, прослеживается логическая модель их интегрирования в береговой контур залива с одновременным обустройством нового природного каркаса . Для включения в окружающий ландшафт головного здания фирмы Nokia был, в частности, выбран изломанный план здания, позволяющий использовать специально образованные «ниши» для включения дополнительных масс растительности как продолжение естественной природы. Попадание в здание возможно прямо из многоуровневого гаража, с которым головной офис связан теплым переходом над посадками хвойной растительности.

18. Кейлалахти, Эспоо. Сохранение 800

Кейлалахти, Эспоо. Сохранение фрагментов «первой» природы рядом с головным офисом компании Nokia подчинено идее максимальной интеграции новой постройки с природой.

19. Кейлалахти, Эспоо. Культура финской 800

Кейлалахти, Эспоо. Культура финской архитектуры заключается в рассмотрении природного окружения в качестве органичной части здания. А искусство создания комфорта предполагает обеспечение удобства попадания в него даже из расположенного рядом гаража.

20. Кейлалахти, Эспоо. Архитектура высоких 800

Кейлалахти, Эспоо. Архитектура высоких технологий как продолжение природы. Среда, располагающая и мотивирующая к инновационному мышлению.

Перечисленные подходы к проектированию городской среды дают повод рассматривать как очень перспективное направление новой зелёной архитектуры именно с позиций создания условий для устойчивого развития наших городов и преодоления в них проблем с экологией. Природа может вернуться в наши города, если попытаться изменить отношение к тому, что мы собираемся строить в самое ближайшее время.

green-city.su

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив