Фляга римского легионера
Фляга римского легионера
- Привет, Cерега. – Ко мне подошли два знакомых «махновца». Так николаевские коллекционеры называют сельских кладоискателей из Парутино, Солончаков и Дмитровки, которые роют некрополи ольвийской периферии. По воскресеньям они привозят свои находки для перекупщиков на Сухом Фонтане.
- Привет, друзья. Что скажете хорошего?
- Надо посмотреть кое-что… – хлопнул рукой по брезентовой сумке через плечо. – Давай отойдем.
Спускаемся от ДК строителей на квартал ниже в пивную кафешку «Вечный зов». Усаживаемся за крайний стол.
- Вот… что это такое?..
Передо мной лежат три предмета: керамическая фляга римского легионера, гранитный оселок с отверстием для ремня и костяной мундштук от тубы – немые свидетели римского присутствия в Северном Причерноморье. Всё в хорошем состоянии. На овальной стенке фляги выцарапано граффити.
- Откуда это все?
- Из Коренихи, - пододвигает флягу, - остальное из Ольвии.
- Из самой Ольвии?
- Нет, с Днепровского городища.
***
- … Римская экспансия в Северное Причерноморье была растянута во времени. По материалам археологических раскопок, эпизодическое пребывание легионеров на территории Николаевской области начинается в период дакийских войн, то есть с конца I – начала II века нашей эры.
Императоры Домициан и затем Траян отправляли на юг провинции Нижняя Мезия военные экспедиции, чтобы сдерживать агрессивные племена тавров и скифов упредительными действиями.
В конце II века натиск варваров ужесточается и Ольвийское государство постепенно «устает» выплачивать откупные контрибуции вождям союзных племен. В середине столетия император Антоний Пий помог ольвиополитам снять тавро-скифскую осаду города и разместил здесь военный гарнизон. В 197 году Ольвия утратила независимость, превратившись в уездный центр римской провинции Нижняя Мезия.
На всей территории полиса развернулось масштабное строительство. В южной оконечности Верхнего города возводятся оборонительные стены цитадели, строятся казарма римских легионеров, преторий (штаб) и арсенал.
Общая численность всей римской армии составляла на то время 28 легионов, которые расквартировывались во всех провинциях империи. Это примерно 150 тысяч человек. Нижнюю Мезию обороняли вексилляции…
- А шо это такое? – перебивают хором собеседники.
- Ну…вексилляции – сборные отряды, которые формировались из солдат различных легионов, для решения каких-то оперативных задач. Известно, что ольвийскую периферию защищали сборные когорты I Италийского, V Македонского и ХI Клавдиева легионов. Они стояли гарнизоном в Ольвии и лагерем в Коренихе, одна когорта располагалась в Тире - современный Белгород-Днестровский, две - в Крыму, на территории Херсонеса.
По мнению специалистов, примерно 3500 легионеров в течение семидесяти лет сдерживали натиск кочевых племен на нашей территории.
В 253 году римский император Требониан Галл заключил невыгодный мир с готами, и через несколько лет солдаты организованно ушли отсюда навсегда.
***
Внимательно рассматриваю граффити на фляге. Буквы процарапаны слабо, но прочесть надпись можно.
- Что это такое? – протягивает мне костяной мундштук от тубы.
Разглядываю его на свет. Хорошее состояние, наверное, погребение было глубоким и кость уцелела во влажной материковой глине.
- Был когда-нибудь на похоронах?
- Ну…
- Видел у музыкантов прямую длинную трубу?
- Ну…
- Вот этот мундштук от такой римской трубы. Звуковые сигналы играли большую роль в военной подготовке и поддержании дисциплины среди легионеров. Их подавали различного рода трубачи - тубицены, корницены и буцинаторы, получившие свое название от тех инструментов, на которых они играли.
Туба вела главную партию в военном оркестре. Она представляла собой медную или бронзовую трубку длиной около полутора метров с небольшим раструбом на конце. Такой съемный мундштук изготавливался из кости или рога. Туба, как правило, издавала резкие, малогармоничные звуки, но достаточно мощные, чтобы навести на врага панику. Тубицены призывали воинов к атаке или трубили отступление. Каждую весну на празднике «тубилюстриум» происходила ежегодная церемония освящения труб.
В легионе насчитывалось примерно 35-40 тубиценов.
Имеются сведения античных авторов об использовании римскими полководцами ансамбля туб в качестве психологического оружия для борьбы с противником. В «Стратегмах» Секста Юлия Фронтина сообщается о том, что в 109 году проконсул Македонии Марк Минуций Руф, теснимый в сражении даками и скордисками, пошел на военную хитрость. Он приказал своему брату во главе полевого оркестра зайти в тыл к врагу и в решающую минуту заиграть наступление. Даки и скардиски бежали. Скорее всего, в Ольвии квартировали и музыканты. Дай-ка мне свое пиво…
***
Выливаю пиво на процарапанное тулово фляги. Надпись на влажной керамике проступает совсем отчетливо.
- Что тут написано? Можешь прочесть?
- Могу. Это имя римского легионера, которому принадлежала фляга. Звали его Матрус. Вот видите на латыни – Matrus. Имя односоставное и, скорее всего, этот солдат был родом из соседней Фракии - потому что у всех легионеров-италийцев были двусоставные имена… например, Публий Корнелий, Валерий Квинт и так далее.
В III веке нашей эры вспомогательные части легионов, по императорскому указу, разрешили формировать из жителей провинций. Такие легионеры по окончании службы получали римское гражданство. В Ольвийском гарнизоне и в лагере рядом с Коренихой квартировали солдаты I Киликийской когорты…
- Почему именно Киликийской?
- Да потому, что Крапивина не так давно в Ольвии нашла фрагмент мраморной плитки с текстом. Это целый диплом римского легионера, который и позволил ей определить название части. Подразделение было сформировано в I веке нашей эры из выходцев провинции Киликия. Когорта участвовала во многих боях и в 78 году попала в нашу провинцию. Сначала располагалась на территории современной Югославии в городе Ногасте, потом легионеров отправили в Ольвию. Здесь основной состав начал формироваться в основном из фракийцев.
В легионы брали не всех подряд, нужно было удовлетворять определенным требованиям…
- Каким требованиям?
- Были свои стандарты. Доброволец должен иметь рост не менее 165 сантиметров, хорошее зрение, слух и обязательно знать латинский язык… так как все офицерские должности занимали латиняне, то и команды, соответственно, отдавались на латинском языке. Кроме того, будущий легионер должен был обязательно уметь читать, писать и считать. Никаких деклассированных элементов, преступников и беглых рабов в армию не принимали. Вы, друзья, как нигде не работающие в легион бы никогда не попали…
- Сильно надо...
- Вот-вот. Жизнь у этих парней была, кстати, тяжелой. После присяги тирон (новобранец) впрягался в непосильную работу. Под руководством магистров и ветеранов он учился держать строй, быстро менять его в зависимости от обстановки, чеканить шаг для парадов и церемоний. Профессиональные фехтовальщики учили молодых солдат умело владеть мечом. Кроме того, молодым кандидатам прививали навыки обращения с метательным копьем и пращой. Для выработки выносливости использовали утяжеленный щит. Под руководством ветеранов проводили тренировочные сражения деревянным или затупленным оружием, чтобы почувствовать вкус боя.
Занятия проводились по 6-8 часов в день. Большое внимание уделялось физической подготовке. Магистры вырабатывали у своих подопечных правильную посадку в седле. Сделать это было непросто, так как не существовало стремян, и неопытный наездник в полном вооружении валился на землю. Трижды в месяц молодые легионеры совершали марш-броски по тридцать километров, занимались постоянно гимнастикой и тренировались плавать. Это было необходимо при форсировании водных преград.
Самое тяжелое в армейском быту – разбивка лагеря. Молодые воины насыпали валы, целыми днями носили корзины с грунтом, копали глубокие рвы. Затем строили дороги, акведуки, рыли колодцы и хозяйственные ямы.
Дисциплина была жесткой и поддерживалась суровыми наказаниями. За неподчинение командиру в мирное время – штраф и понижение в должности, в военное – смерть, дезертирство – смерть, мародерство, воровство – перевод в другую часть с понижением в должности и штраф, утрата в бою штандарта и герба легиона – расформирование части, реже – децимация, казнь каждого десятого легионера. Вот так вот, друзья. В легионе – хлеб тяжелый.
- А сколько им платили примерно?
- Платили прилично. Сначала жалованье рядового легионера составляло 225 денариев, затем в правление Домициана зарплата выросла до 300, а император Каракала довел выплаты до 600 монет. Причем деканы – командиры восьми пехотинцев – получали уже 800, а командиры центурий – сотни солдат - 2500 денариев. Это были приличные деньги в империи. Многие ветераны, уйдя в отставку, становились зажиточными людьми. Они покупали себе в провинции землю, рабов и виллы.
***
«Махновцы» пьют пиво и никуда не торопятся. Рассматриваю оселок. Твердый камень с вкраплениями слюды. Лезвие римского меча-гладиуса должно быть всегда острым. Оселок – универсальный инструмент солдата, он мог служить в походе огнивом и грубым сапожным шилом, чтобы пробить отверстие для ремня в разорванной калиге…
- А когда этот легионер умер? – хлопцы отвлеклись и смотрят пытливыми глазами.
Мне не хочется болтать с ними. Жаль находок, жаль фляги с надписью, жаль оселка. Вся археология состоит из статистики. В Николаевской области на сегодняшний день найдено всего четыре погребения римских легионеров. В Крыму их полно, а у нас мало. Эти гробокопатели разорили могилу фракийского солдата. Прощай, фляга… прощай, редкий костяной мундштук. Все будет выведено из научного оборота, появится еще одно белое пятно в истории корабельного края.
- Ты хочешь отметить годовщину его смерти?
- Нет, ну просто…
- Что еще было в погребении?
- Ничего… только кости.
- Умер этот парень, скорее всего, в конце 50-х годов III века, перед самой эвакуацией. Под занавес римского присутствия в наших краях было тяжело. Непрерывные стычки с бандитами. Мезийские легионы испытывали сильное давление со стороны готов. Первый натиск продолжался шесть лет - с 232 по 238 годы. Римлянам удалось отразить его, но затем, почти одновременно, началось движение сарматских племен. В Ольвию они не пошли, чтобы не тратить время, а сразу двинулись в богатые подунавские провинции. Оставлять гарнизоны здесь было бессмысленно. Сначала легионеры ушли из Тиры, затем свернули лагерь в Коренихе и вывели городской гарнизон из Ольвии, а через два года покинули Крым.
- И все, что ли?
- Ну да. А что вы еще хотите. Их время прошло. Из всего римского наследия у нас в области остались только четыре погребения, несколько эпиграфических свидетельств, случайные находки монет и… всё. Это в Крыму они развернулись. Построили там крепость Харакс на месте современного Мисхора, провели мощеную дорогу через перевал в Байдарскую долину до современной Балаклавы. В Херсонесе у них был крупный гарнизон, а у нас… у нас - так себе, пограничные заставы. Всё друзья мои, лекция окончена, мне пора двигаться…
- Стоп, стоп, а самое главное…
- Какое еще главное?
- Сколько все это может стоить?..
Смотрю на флягу римского легионера и загорелые лица парней.
- Это стоит целую жизнь фракийского солдата. Будьте здоровы.