Грозит ли мэру Николаева импичмент?

30.08.2017 в 17:08

Очередную сессию Николаевского городского совета, назначенную на 31 августа, все ждали с особым нетерпением. И вовсе не потому, что там вновь будут делить землю. Всех мучает один вопрос: будет или нет? Состоится или не состоится?

Речь идет, как вы уже, наверное, догадались, о досрочном отстранении от должности Николаевского городского головы Александра Сенкевича. Тема эта, витающая в воздухе уже по меньшей мере год, в последние месяцы приобрела вполне реальные очертания — в виде зарегистрированного депутатом Сергеем Исаковым проекта решения о досрочном прекращении полномочий городского головы.

Ни один мэр Николаева никогда еще не был так близок к позорной процедуре, именуемой в англоязычных странах «импичментом», что означает обвинение чиновников различного уровня, вплоть до глав государства, в совершении сознательных правонарушений, с возможным последующим отстранением их от должности. О том, что подобное развитие событий вполне реально, свидетельствует не только всеобщий ажиотаж, но и реакция самого Сенкевича. Если поначалу известие о зарегистрированном Исаковым проекте он встретил с пусть и показной, но все же бравадой, пообещав вынести его на ближайшую сессию, то сегодня молодой мэр говорит об импичменте неохотно и с заметной дрожью в голосе. А недавно и вовсе объявил, что на сессию данный проект выноситься не будет, поскольку он «незаконный». Перспектива досрочного прекращения полномочий в последние месяцы изрядно отравляет Сенкевичу жизнь, нависая над его головой, словно Дамоклов меч. Заметно, что по мере приближения сессии бравада сменяется откровенным страхом, у которого, как известно, глаза велики.

Однако, насколько реальны страхи молодого мэра? Действительно ли ему грозит импичмент? Что произойдет в четверг в сессионном зале Николаевского городского совета?

Чтобы ответить на эти вопросы, стоит оглянуться в прошлое и вспомнить историю вопроса.

Впервые тема досрочного прекращения полномочий мэра Николаева Александра Сенкевича возникла год назад в связи с «мусорным скандалом».

Все, конечно же, хорошо помнят историю самого крупного «прокола» молодого мэра Николаева. В сентябре 2016 года известие о том, что мэр Сенкевич втихаря, тайком не только от горожан, но и от депутатов, и от членов исполкома подписал распоряжение о приеме в Николаеве мусора из Львова, взбудоражило весь город. Дело дошло до акций протеста у стен горисполкома, а львовские фуры с мусором наглухо заблокировали у въезда на городскую свалку. Вот тогда-то впервые и прозвучало слово «импичмент» применительно к мэру Николаева. До реальных дел в тот раз дело не дошло: свое скандальное распоряжение Сенкевич, перепуганный поднявшимся в городе негодованием, вскоре отменил, фуры с мусором уехали обратно во Львов. Угроза «мусорной экспансии» в Николаеве исчезла, а вместе с ней успокоилось и общественное мнение. Единственным результатом неразумного решения самоуверенного мэра стало то, что с тех пор партию «Самопомощь» в Николаеве именуют не иначе как «партия львовского мусора».

Как бы там ни было, а опасное для мэра слово «импичмент» прозвучало, и стало ясно, что отныне оппоненты будут извлекать его при каждом удобном случае.

Случай не заставил себя ждать. Буквально через несколько недель после «мусорного скандала» тема импичмента вновь зазвучала в устах депутатов. В этот раз причиной стало неисполнение мэром закона «О местном самоуправлении». Статья 51 данного Закона гласит, что каждый городской совет формирует свой собственный исполнительный орган по представлению городского головы. После выборов прошел уже почти год, а новый исполком горсовета так и не был сформирован. Более того, мэр, который согласно требованиям Закона должен был бы инициировать этот процесс, палец о палец не ударил, чтобы новый исполком был сформирован. И вообще после избрания Сенкевича мэром вся структура власти осталась старой, сформированной еще при предыдущем городском голове, Гранатурове. Депутаты в течение года неоднократно поднимали вопрос о необходимости привести структуру власти в соответствие с требованиями Закона, однако молодой мэр словно бы и не слышал. Между тем модальность этих требований повышалась: поначалу это были увещевания, затем просто просьбы, а потом и требования. Дошло до того, что вопросы о неисполнении Николаевским городским головой своих полномочий дошли до Киева и прозвучали с трибуны Верховной Рады. Вскоре после этого лопнуло и терпение депутатов горсовета. Вот тогда-то во второй раз заговорили об импичменте — в связи с неисполнением мэром своих полномочий. Только после этого Сенкевич проснулся и начал формировать новую структуру городской власти. Процесс этот затянулся на несколько месяцев, и результаты его, как говорится, налицо. Однако угроза импичмента вновь отодвинулась.

И вот, наконец, третья попытка. В этот раз все куда более серьезно — прежде всего с точки зрения юридического обоснования. Во-первых, есть два протокола о коррупции, врученных мэру киевскими полицейскими. Во-вторых, есть реально зарегистрированный и одобренный несколькими комиссиями горсовета проект решения о досрочном прекращении полномочий мэра. В третьих, уже существуют несколько судебных решений, прямо признающих Николаевского мэра виновным в нарушениях Закона. Мало? Это как посмотреть. В 2012 году мэра Южноукраинска Андрея Стулина отстранили от должности на основании всего лишь ОДНОГО протокола о коррупции.

Так грозит ли нашему мэру отставка уже на нынешней сессии? Для того, чтобы ответить на это вопрос, следует проанализировать необходимые предпосылки для импичмента.

Важнейшей предпосылкой является наличие поддержки, а еще лучше — прямого указания центральной власти. Как ни крути, а импичмент — это хоть и небольшой, а все же переворот, этакая своеобразная «революция» общегородского масштаба. С одной стороны, недовольство представителей центральной власти Сенкевичем имеет место. Это отчетливо видно, прежде всего, по поведению главы Николаевской облгосадминистрации Алексея Савченко. С начала лета нынешнего года тональность Савченко в высказываниях о Сенкевиче резко изменилась. Если раньше губернатор в целом отзывался о молодом городском голове одобрительно, то теперь редкое его публичное выступление обходится без критики Сенкевича. Причем критика с каждым разом  становится все резче, губернатор говорит с молодым мэром как строгий завуч с нашкодившим учеником — разве что только подзатыльники не дает. Чего стоит только сказанная Савченко фраза «Він ганьбить владу!» после той самой знаменитой сессии, на которой Россию признавали агрессором.

Информированные источники в окружении губернатора сообщают, что на совете глав ОГА при губернаторе Савченко сам поднял вопрос: «Что делать с Сенкевичем?». Мнения бывших губернаторов вряд ли обрадуют молодого, но амбициозного градоначальника: по словам источника, Гаркуша, Садыков, Николенко высказались в том плане, что исправлению он не подлежит, и чем быстрее его снимут, тем лучше для города. Показательно, что наиболее непримиримым в этом плане был Вадим Мериков — человек, который в 2015 году сделал больше всех для того, чтобы именно Сенкевич сел в мэрское кресло. И вот спустя менее двух лет Мериков из доброго дяди-наставника превратился в непримиримого противника молодого мэра.

Да и высшее руководство страны не раз открыто демонстрировало недовольство Николаевским городским головой. Многие помнят, как премьер-министр Гройсман показательно «не признал» Сенкевича во время совещания, задав издевательский вопрос в стиле: «А это еще кто такой?». Не менее показателен и последний визит Гройсмана в Николаев. Услышав вопрос о возможном импичменте, Премьер не встал на защиту Николаевского мэра, отделавшись дежурной фразой о том, что это «дело самих николаевцев».

Да и из Администрации Президента регулярно поступает информация о том, что там готовы санкционировать импичмент Николаевскому городскому голове в любой момент.

Казалось бы, позиция центральной власти ясна, и дело за малым: махнуть, подобно Бонапарту, платком: «Депутаты, вперед!». Однако этого не произошло — и в ближайшее время не произойдет. Да, безусловно, недовольство Сенкевичем в высших эшелонах государственной власти имеется, однако модальность этого недовольства явно слабая и никак не дотягивает до реальных действий. Иными словами, недовольство это существует на уровне пожеланий и оценок, но никак не реальных действий — к ним центральная власть попросту не готова. Тому существует немало причин, и главная из них — возможная дестабилизация обстановки в городе, вызванная досрочным снятием мэра с должности. И речь идет отнюдь не о николаевцах — Сенкевича за два года уже хорошо узнали, и вряд ли кто-то выйдет его защищать. А вот приезд фигур типа одиозного Семена Семенченко со товарищи более чем вероятен — тем более, что он является депутатом от той самой «Самопомощи», которая изо всех сил старается удержать Сенкевича в кресле Николаевского мэра. Дальше — всем известное шоу «а-ля Кривой Рог 2015». Одного только этого фактора достаточно, чтобы выбросить из головы всякие мысли об импичменте — центральная власть сегодня находится не в том положении, чтобы позволить себе собственными руками дестабилизировать обстановку в крупном областном центре.

Собственно, на этом можно было бы и закончить — без активного участия центральной власти никакой импичмент невозможен. Однако есть и другие факторы, которые играют на руку Сенкевичу и делают попытку импичмента на ближайшей сессии малоперспективной. Речь идет о позиции самой крупной фракции Николаевского горсовета — «Оппозиционный блок». Без «Оппоблока» никакой импичмент невозможен даже теоретически. Напомним, что в Николаевском горсовете 54 депутата. Для досрочного прекращения полномочий городского головы необходимо 36 голосов. А фракция «Оппозиционного блока» насчитывает 26 депутатов. То есть остальные три фракции, суммарно насчитывающие 28 депутатов, даже слившись в едином порыве, никак не набирают нужного количества голосов. А вот «Оппоблок», наоборот, может легко отправить мэра в отставку, объединившись с любой из трех фракций и присовокупив к этому еще хотя бы пару голосов.

Казалось бы, проблем здесь нет: на минувших выборах лидер оппозиционеров Игорь Дятлов был главным оппонентом Сенкевича. Да и в начале работы городского совета «Оппозиционный блок» ушел в глухую оппозицию к мэру — чего стоит только бойкот нескольких сессий в минувшем году. Вообще отправить мэра в отставку для «Оппоблока» — плевое дело. Достаточно договориться с «Нашим краем» и «БПП», в которых суммарно 18 депутатов — по 9 в каждой. А из этих 18 для импичмента оппозиционерам понадобится всего лишь 10. И, поверьте, найдутся они легко — своей необязательностью, невыполнением данных обещаний Сенкевич успел нажить себе немало недругов в депутатском корпусе. Да и в собственной фракции «Самопомощь» у Сенкевича существует оппозиция — да какая! Один Исаков чего стоит! А ведь есть еще и Суслова, и Филевский. В общем, «добрать» нужное количество голосов для «Оппоблока» не составило бы никакого труда.

И, тем не менее, именно фракция «Оппоблока» сделает все, чтобы ни в коем случае не допустить никакого импичмента, более того, чтобы ни один волос не упал с головы Сенкевича.

То время, когда Сенкевич и «Оппозиционный блок» были врагами, осталось далеко в прошлом. Теперь это партнеры, соратники, да что там — друзья, не разлей вода. Чтобы понять это, достаточно побывать на любой сессии горсовета. Между мэром и оппозиционерами — полное единство. Все нужные ему голоса, всю поддержку Сенкевич получает именно у «Оппозиционного блока». Куда подевались эмоциональные выступления, громкие разоблачения, споры до хрипоты? Сейчас не сессии — семейная идиллия.

На определенном этапе Сенкевич понял, что гораздо проще договариваться с Дятловым, чем удовлетворять амбиции депутатов из трех фракций так называемого большинства, тем более, что аппетиты у иных народных избранников сродни не евшему год крокодилу.

А «Оппоблоку» это выгодно — все их желания мэр выполняет мгновенно. Доказательства? Да сколько угодно! При формировании исполкома именно «Оппоблок» получил больше всего мест, а Александр Омельчук стал заместителем городского головы. Более того, «на откуп» оппозиционерам отдан самый большой район города — Ингульский (бывший Ленинский), который возглавила креатура Игоря Дятлова — Светлана Гладун.

И это только административные, так сказать, преференции. А ведь есть еще и бюджет. Прошли те времена, когда «Оппоблок» в знак протеста бойкотировал бюджетную сессию. Теперь все по-другому — оппозиционеры имеют возможность влиять на формирование бюджета едва ли не больше, чем сам Сенкевич. То есть Дятлов, при желании, может и упереться, и заартачиться, а вот Сенкевич — нет.

Ну и зачем, скажите на милость, «Оппоблоку» снимать такого хорошего, все понимающего мэра? Это все равно, что резать курицу, которая несет золотые яйца. Его оппозиционерам не снимать надо, а холить и лелеять, пылинки с него сдувать.

Вот вам и вторая причина, по которой никакого импичмента завтра не будет — его не допустит самая большая фракция горсовета.

Впрочем, во все эти логические построения могут внести существенные коррективы события последних дней: обыски сразу у четырех депутатов от «Оппозиционного блока», попытка покушения на депутата Жвавого. После всего этого фракция оппозиционеров взбудоражена и гудит, словно растревоженный улей. Все происшедшее воспринимается как попытка неприкрытого давления на оппозицию. В таких условиях верх могут взять эмоции: «Ах так!.. Ну так мы вам!..». Тем более, что по имеющейся достоверной информации Игоря Дятлова — единственного человека, который способен держать фракцию в повиновении, — на сессии не будет. Так что возможен и такой, не поддающийся никакой логике сценарий.

Так что же будет на сессии? Скорее всего ничего — так, буря в стакане воды. Вопрос об импичменте вероятнее всего даже не включат в повестку дня. А если и включат, то только для того, чтобы перенести его куда-нибудь подальше. Такой вариант, кстати, всех устроит — и центральную власть, и губернатора, и союзников Сенкевича. Поводок для мэра будет короче — ведь в случае необходимости вопрос об импичменте всегда можно будет извлечь и вновь вынести на сессию. Тем более, что за новыми поводами к этому дело не станет — за Сенкевичем «не заржавеет».

Так что, можете спать спокойно, дорогой Александр Федорович, никакой импичмент вам не грозит — по крайней мере в ближайшем обозримом будущем. 

В этой ситуации остается только пожалеть многострадальный Николаев — ну не везет ему с мэрами. Что тут поделаешь?

 Грозит ли мэру Николаева импичмент?

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив