Трудная зима: будет ли тепло в квартирах николаевцев?

26.08.2016 в 14:37

Последний месяц ознаменовался, пожалуй, тем, что тему политики, которая до этого волновала большую часть социально активных граждан, отодвинула на второй план тема тарифов. Как выживать в этих непростых условиях? На какие шаги идут теплоснабжающие организации, чтобы оградить себя и своих потребителей от роста долгов за тепло? И что вообще сулит нам отопительный сезон? Об этом мы поговорили с исполняющим обязанности директора коммунального предприятия «Николаевоблтеплоэнерго» Сергеем Пшеничным.


В новый отопительный — со старыми котельными



- Насколько сейчас ваше предприятие готово к отопительному сезону?

- Техническая готовность нашего предприятия на сегодняшний день составляет 70%. Мы не уклоняемся от графика, и я надеюсь, что мы войдем в отопительный сезон без опозданий.

- Такой процент готовности к концу августа это обычное явление, или все же есть какие-то отклонения?

- Мы идем без опережения и без отставаний. Коллектив работает в штатном режиме, никаких потрясений нет. Есть, конечно, сложности с материалами, но мы пользуемся тем, что припрятали, запасли. Так что с началом отопительного сезона ситуация сложная, но не критичная. Хотя, если следующий отопительный сезон будет таким же тяжелым, как предыдущий, то без помощи города на будет не обойтись.

- А сколько всего котельных на вашем предприятии?

- На обслуживании «Николаевоблтеплоэнерго» находятся 109 котельных. Если смотреть по соотношению с теми котельными, которые обслуживает Николаевская ТЭЦ, то это где-то 70%. Две котельные у нас угольные, остальные газовые.

- Каких они годов постройки?

- Маленькие, так называемые районные котельные, были построены еще в 50-60-е годы. В сталинках и хрущевках в послевоенное время сооружались «встроенные» котельные, которые работали на группу домов, или квартал.

- А каково было соотношение угольных котельных к газовым?

- Изначально они были все угольные. Потом, когда началась газификация всех объектов, их с конца 60-х их начали переводить на газ. Уже с 1972 года практически все они работали на газе.

Предприятие работает с 1972 года, и на тот момент эти котельные не были в составе предприятия. Затем они были нам переданы в эксплуатацию в составе имущественного комплекса. Изначально было больше котельных, но некоторые из тех, что работали на угле, в силу их нерентабельности мы закрыли, вывели из эксплуатации, а нагрузку переключили на газовые котельные.

- В каком сейчас состоянии те котельные, которые обслуживает ваше предприятие? Насколько старое в них оборудование?

- Автоматика, которая стояла на этих котлах, не один раз выработала свой ресурс и уже заменена. Да и котлов тех лет уже практически нет. Котельных, на которых до сих пор работают котлы 70-х годов выпуска, осталось уже мало. И это относиться к чугунным котлам, потому что срок эксплуатации у них по паспорту 30 лет.

- Ну, тогда они тоже выработали ресурс и с ними надо что-то делать.

- При грамотной эксплуатации они могут проработать еще пару десятков лет. У нас батареи и системы отопления во многих домах 60-х годов, и они работают. Да и альтернативу чугуну на сегодняшний    день еще не нашли, потому что это материал с большой теплоотдачей. Никакие импортные аналоги — биметалл, алюминий — даже в сравнение не идут. Сейчас уже даже из-за границы стали привозить компактные, осовремененные чугунные батареи, и они пользуются спросом. Чугунная батарея остывает два-три часа, а алюминиевая — 15 минут и она холодная.


Не можешь платить — отключи тепло



- В жилищно-коммунальной сфере всегда есть определенный процент потребителей, которые не платят за предоставляемые им услуги. Это ведет к росту задолженностей, что негативно отражается и на работе самого предприятия. С 1 июля тарифы на тепло поднялись в два раза, общий уровень доходов населения оставляет желать лучшего, и все вместе это приведет к появлению большого количества должников. Как вы собираетесь работать с ними? И как ваше предприятие собирается выживать в такой ситуации?

- Продукт, который мы поставляем потребителям, специфичен тем, что жители, как правило, обязаны платить за то тепло, которое поступает в их дома помимо их воли и желания: нужно тебе тепло, не нужно — все равно плати. С неплательщиками мы боремся так же, как и все: рассылаем предупреждения, обращаемся в суды.  В последнее время мы все чаще  сталкиваемся с ситуацией, которую еще несколько лет назад и помыслить себе нельзя было.

- О чем идет речь?

- Люди приходят и просят... отключить им отопление! Поясняют: мне нечем платить, я как-нибудь перебьюсь. Или: я на зиму переезжаю к детям, квартира будет стоять пустая. Почему я должен платить за тепло? И требуют отключить им отопление.

- И что вы делаете в таких случаях?

- Если есть техническая возможность, то отключаем. Техническая возможность — это наличие  запорных кранов на трубах, идущих к батареям. Наши специалисты выезжают на место, перекрывают их и опломбируют. Все — человек за тепло не платит до тех пор, пока не будут сняты пломбы.

- Но для этого же нужно содержать целый штат людей, чтобы они ходили по квартирам и эти пломбы проверяли. А то ведь терпение у людей не железное: в октябре-ноябре еще потерпят, а потом возьмут и сорвут пломбу.  Как вы будете контролировать, чтобы человек не начал несанкционированно пользоваться теплом, от которого сам же ранее и отказался?

- Давайте посмотрим на проблему с другой стороны. Коммунальное предприятие — это мое мнение, человека, который работает уже 20 лет в энергетике — должно служить людям. У нас же все построено наоборот: коммунальщики — некий карающий орган, и государство всячески пытается использовать коммунальщиков для выворачивания карманов.

Проблем в коммунальной сфере меньше не становится — за последние годы к проблеме стареющих коммуникаций добавилась еще и проблема тарифов, совершенно неподъемных для большой части населения. Решить эту проблему традиционным способом уже не получится, нужно искать какие-то новые пути. Платить за этих людей, конечно же, мы не можем — нам бы самим, как говорится, выжить в такой ситуации. Но если люди обращаются и просят их избавить от того, за что они платить не в состоянии, то отказать им в этом мы тоже не можем.


«Мы получаем лишь 10%. Остальное уходит за газ»



- Как Вы уже сказали, подавляющее большинство котельных в Николаеве работает на газе. Это значит, что одной из главных предпосылок успешного отопительного сезона является бесперебойное газоснабжение. Как на Вашем предприятии сейчас с оплатой за газ?

С конца 2014 года построена такая система. Есть специальный счет в «Ощадбанке», который так и называется — расчетный счет со специальным режимом использования. Потребитель нам на расчетный счет ничего не платит — все свои деньги, оплаченные населением за отопление, попадают на этот счет. «Ощадбанк» — официальный оператор расчетов и за электроэнергию, и за тепло.

На сайте НКРЭ перечислены все предприятия, и там решают, у кого сколько «забрать». Они следят за уровнем расчетов и выписывают так называемый алгоритм. Сейчас у нас алгоритм — 10%. Ровно столько с любого платежа перепадает нашему предприятию. Остальное уходит за газ.

- То есть, за газ идет оплата, минуя ваше предприятие? Вы этих денег и не видите?

- Наша задача — стимулировать население, чтобы оно платило. Мы этим и занимаемся — воздействуем юридически, всяческими другими законными рычагами. Но самих этих денег мы не касаемся.

Был даже момент в апреле, когда нам поставили алгоритм ноль. Видимо, решили, что мы плохо обеспечиваем платежную дисциплину при расчете за газ. И мы тогда вообще ничего не получали, работали просто без денег. Я задавал вопрос, почему нам создали условия хуже, чем в той же Одессе, где миллиардная задолженность за газ. Но нам на это ничего не ответили.

- Насколько нам известно, сейчас на Вашем предприятии есть проблемы с выплатой заработной платы. Какова сейчас задолженность?

- Мы отстаем по заработной плате на два с половиной месяца. Зимой у нас фонд заработной платы 5,5 млн в месяц, потому что работает порядка 1300 человек. А сейчас порядка 800 работающих и фонд заработной платы составляет где-то 3,3 млн в месяц. Грубо говоря, общая задолженность достигает 10 млн. И нам эти деньги сейчас никто не обещает, в областном совете сказали, что в лучшем случае мы можем рассчитывать на 4 млн. Но этих денег нам хватит на месяц, долг погасить не удастся.


Котельные город если и заберет, то вместе с долгами



- На сессиях городского совета, и в средствах массовой информации неоднократно звучали предложения забрать все котельные, которые находятся в городской собственности и создать КП «НиколаевГОРтеплоэнерго». Это даст возможность во-первых, «обнулить» все долги, а во-вторых, будет возможность это предприятие финансировать из городского бюджета. Как вы относитесь к этой идее?

К такой инициативе я отношусь позитивно — нам ведь все равно, откуда финансироваться. Но есть одно но: «обнулить» долги не получится. В правилах пользования газом сейчас так прописано, что долг числится отдельно за каждой котельной. Он не висит на предприятии в целом.

- Но ведь котельная — не юридическое лицо.

- Да, но на каждой котельной есть счетчик, на котором ведется учет газа. Кто бы ни стал потом собственником этой котельной, долг вместе с котельной переходит к нему. То есть, город, забрав себе эти котельные, заберет и проблему долгов.

И есть множество положительных моментов, которые при смене предприятия мы рискуем потерять. У нас оформлен кредит мирового банка, его оформлял еще Березницкий (многолетний директор «Николаевоблтеплокоммунэнерго», уволился в 2014 году — прим.ред), за что ему памятник нужно поставить. Все эти деньги — 20 миллионов долларов — должны пойти на реконструкцию котельных, принадлежащих городу. Потерять эти 20 миллионов, которые потом где-то искать в бюджете, было бы неразумно.

Я предлагал другой вариант — создать коммунальное предприятие, которое будет заниматься сервисным обслуживанием этих котельных, дабы не потерять  кредит. То есть, не отзывать пока эти котельные, потому что в договоре кредитном прописано, что на период выделения этого кредита и погашения его мы не можем отчуждать что-либо. Изменение формы организации или формы собственности предприятия автоматически влечет потерю этого кредита. А создание такой сервисной компании позволило бы выделить деньги из бюджета для того, чтобы эти котельные технически обслуживать, содержать, но при этом не ломать существующую конструкцию.

А когда появится возможность использовать эти деньги в Николаеве?

- Я думаю, что уже в нынешнем году. У нас проведен тендер на проектирование, есть литовская компания, которая этот тендер выиграла, с ней подписан контракт.

- Если предположить, что депутаты все-таки всерьез возьмутся за создание «Гортеплоэнерго», можно ли это сделать уже в нынешнем сезоне?

- Компанию зарегистрировать несложно. Но если речь вести о передаче котельных, это очень долгий вопрос. Валентин Васильевич Гайдаржи, который сейчас заместитель мэра по вопросам ЖКХ, когда-то сам был тепловиком. Он рассказывал, что лично занимался подобным вопросом и у него на это ушло почти полтора года. Это не быстрое дело, и даже если бы мы решили отказаться от кредита мирового банка, быстро склепать предприятие и передать котельные, все равно год-полтора уйдет на процедуру передачи.


Пломбировали счетчики, чтобы избежать аварий



- В минувшем году достаточно скандальной была тема пломбирования работниками «Николаевоблтеплоэнерго» домовых счетчиков — с тем, чтобы избежать «прикручивания» вентиля жителями для уменьшения потребления тепла.  В нынешнем году будет также?

- В этом году мы уже делать этого не будем. Но я объясню, зачем мы это делали в минувшем году.

Я пришел на это предприятие уже осенью прошлого года, и со 2 октября стал исполняющим обязанности директора. То есть, фактически в момент начала отопительного сезона, когда нужно было запускать тепло. Посмотрели экономику предприятия — было 8 миллионов убытков. Откуда они берутся? Из старого неэффективного оборудования.

Была такая же ситуация, как сейчас, зарплату платить нечем, финансовые ресурсы исчерпаны. Лето кое-как протянули, впереди начало сезона, но оплачивать и покупать комплектующие мы уже не можем. Было принято решение подумать, как эти убытки сократить.

В первую очередь, мы обратили внимание на количество установленных счетчиков. Когда их было процентов 10, на экономику это не сильно влияло. А когда их уже половина, эффективная работа котельных на кого ложится? На тех, кто без счетчиков. Что делать с этим, как распределять?

Второй момент. Когда на улице потеплело, все побежали закручивать краники. Происходит нагрузка, гидроудар. Это примерно как если наступить на шланг, из которого льется вода. А на котельных-то насосы не регулируются, и там нет датчиков давления, которые бы меняли режим подачи тепла.

Изучили опыт Алчевской трагедии: тогда весь город остался без тепла. Проработали законодательную базу и приняли решение.

Желание жильцов сэкономить — понятно и естественно. Каждый хочет заплатить меньше. Но как спасти систему в целом? Потому что желание сэкономить на тепле может быть чревато аварийными ситуациями. И нам пришлось накладывать пломбы на счетчики, чтобы хоть как-то регулировать этот процесс отключения и хотя бы знать, что и когда нам лучше отключить, чтобы ничего не произошло.

И несмотря на то, что это было скандальное решение, и мне многие тогда говорили: «Зачем вы вызываете на себя этот огонь?»... Да, мы вызвали на себя огонь. Но мы сезон прошли без единой аварии.

Да, по-хорошему в каждом доме должен был бы стоять тепловой узел, который обеспечивает систему от этих перегрузок, система клапанов переключает теплоноситель. Но этого на сегодняшний день нет, все это стоит немалых денег, которых также нет. Вся система подачи тепла в городе нуждается в модернизации на основе современных технологий.

- На последней сессии горсовета депутаты признали вашу работу неудовлетворительной. Согласны ли вы с этим решением? Объективно ли депутаты, по вашему мнению, оценили работу «Николаевоблтеплоэнерго»?

- Судите сами: когда я заступал на должность исполняющего обязанности, то принял предприятие с долгом 55 млн гривен за газ. Сейчас этот долг сократился до 14 млн. гривен. Мы не имеем задолженностей ни за электроэнергию, ни по налогам. Думаю, что такое решение депутатов было продиктовано скорее эмоциями, нежели реальным положением дел. Кроме того, свой отпечаток накладывает и тревога за предстоящий отопительный сезон, которая в той или иной мере присутствует у всех.

- Что касается тарифов на газ. Многие считают их неподъемными для населения. Каково  Ваше мнение по этому поводу?

- Тоже так считаю. Нынешние тарифы по зубам от силы 10% населения. Того газа, который  добывается в Украине, с лихвой хватило бы для покрытия всех коммунальных потребностей и для населения. И стоимость его от силы 50 долларов за 1000 м. куб. Откройте статью 13 Конституции Украины. Что там написано? Земля, ее недра являются объектами права собственности Украинского народа. От имени Украинского народа права собственника осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах, определенных настоящей Конституцией. Поэтому цену на газ, как на главный энергоноситель, и должен определять народ. Я считаю, что депутаты Верховной Рады уже давно должны бы были инициировать всенародный референдум о том, какой должна быть цена на газ украинской добычи для внутреннего потребления. Ведь этот вопрос в той или иной мере касается каждого жителя Украины.

- Подводя итог нашего разговора, скажите, так будет в нынешнем отопительном сезоне город с теплом? Или нам ждать каких-то катаклизмов?

- Скажу так: мы сделаем все от нас зависящее, чтобы отопительный сезон прошел без проблем. И если нас поддержит городская и областная власть, если услышат столичные чиновники, то я уверен, что с отоплением в городе все будет в порядке.

Кроме того, хочу обратиться ко всем жителям города: если к Вам отнеслись по-хамски в абонентской службе, не помогли, не захотели слушать, обращайтесь прямо ко мне в любое время. Специально для жителей города открыта прямая горячая линия: 050 304-61-16.

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив