Городской музей под открытым небом, или Быть ли Николаеву культурным?
Кто не помнит свою историю, обречен на отсутствие будущего. Пожалуй, эту известную фразу подтвердит любой историк. Тем более странным кажется тот факт, что многие николаевцы даже не знают, что живут бок о бок с самым настоящим протогосударством, существовавшим на территории города более 3 тыс.лет назад. Я имею ввиду городище «Дикий сад», расположенное в одном из живописных мест Николаева – на склоне реки Южный Буг, которое последний раз автор посетила в начале 2000-х гг. Но годы идут, а пытливый характер все ищет ответы на извечные вопросы, многие из которых как раз и таятся в нашем прошлом. Воспользовавшись «дежурным» периодом раскопок экспедиционной группы, возглавляемой старшим преподавателем кафедры археологии, давней и средневековой истории национального университета им.В.Сухомлинского Кириллом Горбенко, я отправляюсь в городище, дабы и самой себе напомнить о важном, и читателю провести небольшой экскурс в одно из самых удивительных мест Николаева. Но, несмотря на всю значимость этого объекта истории, городище — лишь часть более глобального проекта, реализация которого невозможна без привлечения внимания горожан и политической воли власть имущих.
С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Тема Дикого сада возникла неслучайно. На одной из постоянных депутатских комиссий в начале мая начальник отдела охраны культурного наследия Ирина Бондаренко подняла вопрос о необходимости создания «музея под открытым небом», одним из ключевых объектов которого как раз и должно стать городище. Создание подобного музея для простого обывателя не покажется чем-то из ряда вон выходящим - ежедневно в стенах мэрии проходят десятки комиссий, члены которых вершат судьбы нашего города. Но в данном случае само рассмотрение предложенного проекта можно считать поистине знаковым событием. Чтоб ощутить это, вернемся назад в…нет, не 1927 год, когда, собственно, и был открыт Дикий сад, а в 1990 год. Именно с тех пор летние экспедиции на территории городища приобрели регулярный характер. Каждый год археологи на удивление всей научной элите обнаруживали поистине ценные находки, шаг за шагом добывая доказательства аутентичности проживающего здесь поселения. Что только не скрывалось за слоем грунта: бронзовые котлы, каменные стрелы, якоря и ритуальные вазы. Но по-настоящему знаковым стал 2009 год, когда в цитадели был обнаружен каменный фундамент второго моста, проходящий через ров Дикого сада. Эта находка стала уникальной и окончательно подтвердила тот факт, что городище было не просто поселением ремесленников, земледельцев и скотоводов, а региональным центром конца ІІ тысячелетия до нашей эры со сложной социальной организацией. Такой себе протогород, если хотите – протогосударство с устоявшейся системой.
Вслед за открытием уникальности объекта встала необходимость его сохранения, что требовало серьезных финансовых затрат. Понимая, что городская власть не сможет это обеспечить в полном объеме, уже тогда руководитель экспедиции задумался о привлечении инвестиций. Как оказалось, получить научный грант может лишь исключительно коммунальное учреждение, которого на тот момент просто не существовало.
- Впервые идея о создании коммунального учреждения возникла в 2004 году. Уже тогда стало понятно, что наше городище – уникальный центр, закрывающий вход с моря. Потому что в те времена реки, равно как и в наши дни, представляли собой транспортные артерии, связь с миром. Среди всех подобных объектов, которых на территории Украины всего лишь три, только Дикий сад раскопан на 70% и имеет такое количество археологических объектов — около 48 штук на одной территории! За 22 года мы нашли здесь жилища, храмовые комплексы и систему оборонительных сооружений, - поделился Кирилл Горбенко.
Не каждый знает, что наш Дикий сад имеет богатую материальную культуру. Подтверждением тому служит огромная экспозиция, размещенная в областном краеведческом музее — половину зала первобытной археологии занимают именно материалы городища. Одних только бронзовых предметов насчитывается около 75 штук, тысячи фрагментов керамической посуды, сотни костяных изделий! По меркам историков, это достаточно весомый показатель для одной архитектурной памятки.
Таким образом, еще 12 лет назад начался тернистый путь археологов в попытке привлечь внимание властей к проблеме сохранения Дикого сада, в частности, путем создания коммунального учреждения. Кто только не посещал территорию городища: и бизнесмены, и политики, и просто неравнодушные иностранцы, заинтересованные историей наших предков. К слову, посещение подобных археологических объектов за границей является платным. У нас же не только не ценится история, но и порою, в силу воспитания (а точнее его отсутствия), некоторые умудряются разбирать редчайшую кладку для собственных нужд (например, мангал соорудить), а то и вовсе землю приватизировать. Что и было «благополучно» сделано в начале 2000-х с частью территории городища. Годы шли, одни события сменялись другими: вначале кризис 2008 года, затем после небольшого затишья трагические события конца 2013-го. Но каждый раз, как только исследователи приближалась к реализации идеи создания коммунального учреждения, факторы извне мешали ее осуществлению.
НИКОЛАЕВСКИЙ МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ
Приблизила к осуществлению задуманного петиция горожан о необходимости создания этнографического парка-музея на территории Дикого сада, которая и была рассмотрена в мае депутатами. Однако начальник отдела охраны культурного наследия вместе с куратором экспедиции решили расширить проект, не ограничиваясь лишь территорией городища. В целом, проект «Николаевского музея под открытым небом» предполагает единение всех знаковых исторических мест Николаева.
- На территории современного Николаева находится минимум 73 объекта археологии. Есть и античность, и более ранняя эпоха, и поздняя - Витовка средневековая, и курганы, и поселения. Коммунальное учреждение на первоначальном этапе будет включать в себя археологический объект «Дикий сад», башню Шухова как объект истории инженерной мысли города, Константиновскую батарею как оборонительное сооружение эпохи Крымской войны. Недавно в Коренихе археологи обнаружили жилище V века. Там тоже можно сделать экспозиционный объект, - рассказывает Кирилл Горбенко.
Таким образом, весь город как огромный музейный комплекс можно аккумулировать в одном коммунальном учреждении:
- В экскурсионную программу о Николаеве должны быть включены не только архитектурные объекты города, но и археологические. Например, сразу же на границе Николаевского района и города находится уникальный объект — римский военный лагерь. Таких в Украине единицы. Подобный есть только в Крыму и на территории нашего города. Их очень много в Европе, но их нет в Украине, потому что только южная часть нашей страны входила в состав Римской империи. Кроме того, в районе яхт-клуба, где поворачивает трамвай №1, находится могильник - там тоже можно было сделать небольшой раскоп, накрыть куполом, как в Одессе на Приморском бульваре, и это может служить еще одной туристической точкой, - делится планами Кирилл Владимирович.
Как видим, реализация проекта создания коммунального учреждения наконец-то вышла на финишную прямую. На сегодняшний день разрабатывается программа развития «Николаевского музея под открытым небом», в которой «Дикий сад» должен занять особое место.
«ДИКИЙ САД» КАК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ
В городище меня приветливо встречает знакомый читателям Кирилл Горбенко — традиционная экспедиция, начавшаяся в начале июля, подходит к концу. Не успела я спуститься со скалистого отступа, как археолог с гордостью демонстрирует новую находку — обработанный камень, который, по всей видимости, выполнял роль отвеса для ткацкого станка. Правда, у археолога есть еще две версии функционального назначения находки: легкий якорь для рыболовецкий лодок либо якорь-оттяжка для сетей:
- Речка же тогда была гораздо уже, и чтобы сетка между берегами была более устойчивой, они ставили такие козла и вот этим камнем натягивали сеть. А знаете, какую рыбу они ловили? Мы находили здесь кости сомов, палеозоологи определили, что его длина достигала 6м! А в средние века был зафиксирован сом длиною более 7 м - такая рыба запросто могла перекусить голову лошади, переплывающей через реку, - азартно демонстрирует находку Кирилл Владимирович.
Смотрю на камень со следами въевшейся веревки, и чем больше слушаю археолога, для которого это уже 22-е лето на территории городища, тем сильнее убеждаюсь, что найденный отвес — еще один шаг к пониманию наших предков. Этот восьмой по счету подобный камень в истории музея свидетельствует о наличии серийности производства поселенцев.
Пока меня посвящают в тайны истории, студенты истфака начинают выбрасывать вскопанный грунт за пределы раскопок. Это тоже часть исследовательской работы. Ведь любому археологическому открытию предшествует кропотливая работа — по специальной методике вскапывается 20 см слоя. После того, как весь грунт будет тщательно пересмотрен, его можно выбрасывать за территорию раскопок и переходить к следующему слою. И так пока не будет изучена вся территория.
Стоит отметить, что разговор наш состоялся в самом настоящем жилище предков, правда остались от него лишь известняковые камни несущей стены. Жилище общей площадью 56 кв.м — фактически стандартная квартира современного человека. Виднеются и очертания ямы, которая выполняла роль современного холодильника. Археолог рассказывает, что они находили здесь даже остатки пищи в котелках.
- Для того, чтобы мы начали здесь процесс музефикации, необходимо убрать траву, восстановить кладки. На пустом месте, используя существовавшие материалы и технологии, можно построить копии домов. У нас все для этого есть — чертежи, камни. Основная несущая стена была каменной, остальные - глинобитные. Они изготавливали не кирпичи, а вальки из глины с примесью соломы. Вальки высыхали, их укладывали в стену, потом штукатурили или использовали дранку. Все это можно восстановить. Кроме того, на территории можно разместить также музейные комнаты, накрыть их стеклянными куполами.
По словам руководителя экспедиции, для того, чтобы просто начать процесс уборки и восстановления кладок, необходимо сделать элементарное — ограничить территорию (около 1 га) от свободного посещения. Вопрос необходимости установки забора — один из болезненных многие годы. Равно, как и кустарники высотой в человеческий рост, которыми каждую весну зарастает вся территория городища. Пробивающиеся к солнцу растения не принимают во внимание нечеловеческие усилия археологов, борющихся за каждый расчищенный сантиметр грунта. Меж тем, существуют специальные смеси, покрыв землю которыми можно приостановить процесс роста травы, а значит сохранить территорию в ее первозданном виде. Все это требует финансирования:
- В Николаеве 400 тыс. жителей, если каждый сбросится по гривне - это уже значительная сумма, ведь за эти деньги здесь можно все расчистить спецтехникой, засыпать смесью, чтоб не росла трава. И уже можно пускать посетителей в Дикий сад как на полноценный туристический объект.
P.S. «МЫ ОТКРЫЛИ НИКОЛАЕВ МИРУ - ДЕЛО ЗА ВЛАСТЯМИ»
«Все думают, что история города началась 226 лет назад, а она начинается минимум 3,5 тысячи лет назад», - уверен Кирилл Горбенко. Конечно, археолог имеет ввиду не город как административную единицу, а территорию, на которой сейчас находится Николаев. Ведь в определенной мере мы являемся наследниками тех этносов, которые жили в этом ландшафте, а помнить историю предков — правое дело.
- Наше городище — это еще одна туристическая точка, куда будут стремиться туристы, мы можем показать, что Николаев - это не только город с лучшим зоопарком в Украине, судостроительные заводы с былой славой и перевалочная база с портами, но это еще и исторический и культурный город. Потому что при всех существующих проблемах и экономическом кризисе, если мы не будем думать о культуре и просвещении, о воспитании поколений, какую бы мы ни строили инфраструктуры — будущего не будет. Ведь будущее - это не только здания с развитыми технологиями, это еще и внутренний мир человека, основанный на памяти своих поколений, - убежден археолог.
Не могу не согласиться. И несмотря на тот факт, что сегодня внимание властей все больше направлено на ремонт дорог и борьбу с уродливыми МАФами, николаевцы нуждаются в сохранении таких «островков» истории, как Дикий сад.
А учитывая, что в этом году вопрос о необходимости существования коммунального учреждения для возможности создания «музея под открытым небом» наконец-то дошел до депутатской комиссии, хочется верить, что археологам не придется ждать следующего шага властей еще десятки лет. Впереди — вынесение проекта на сессию Николаевского горсовета.
На вопрос, есть ли надежда на успех мероприятия, археолог лишь пожимает плечами: «надежда умирает последней». И добавляет: «То, что нужно было от нас, мы сделали. Мы открыли Николаев миру. Поверьте, о нашем городище знает все мировое сообщество».
Нам же остается надеяться, что городские власти наконец-то приступят от вербальной поддержки проекта к практическим действиям. Возможно, тогда никто не посмеет усомниться в том, что и у Николаева будет свое светлое и культурное будущее.