Михаил Непран: «Власенко ничего не светит...»

22.02.2016 в 13:55

Конфликт вокруг Региональной торгово-промышленной палаты Николаевской области стал известен далеко за пределами областного центра. Новость о том, как экс-президент организации Сергей Власенко попытался вернуться на должность при помощи судебных решений и исполнить эти решения силовым методом прогремела на всю Украину.

 

«Новости-N» побеседовали с первым вице-президентом и генеральным секретарем Торгово-промышленной палаты Украины Михаилом Непраном, который рассказал нам, какие функции выполняет торгово-промышленная палата, что стало подлинной причинной конфликта в организации и какие вызовы ожидают палату в будущем.

 

 

- Конфликт в Николаеве был достаточно резонансным. О нем многие знают, о нем многие пишут. Но далеко не все разобрались, кто прав, а кто виноват — Власенко или Катвалюк?

 

- Ответ на вопрос «кто прав?» дало отчетно-выборное собрание. В силу того, что торгово-промышленная палата является членской организацией, бизнес-ассоциацией, члены палаты и определяют, кто прав, а кто виноват. Два раза за последние полгода члены палаты подтвердили, что прав господин Катвалюк, а господин Власенко в этой ситуации выступает рейдером. Еще осенью прошлого года во время эскалации конфликта я предложил Власенко: «Если вы считаете, что настоящий президент палаты — выходите рядом с Катвалюком на собрание, выставляйте свою кандидатуру, и люди решат, кто из вас лидер». Власенко тогда отказался от предложения и начал прикрываться решениями судов. Что такое украинские суды, вам может рассказать каждый.

 

Если говорить о судах, то это классический вариант неправового решения. Особенно когда осенью юристы Власенко во время суда сослались не на закон о торгово-промышленной палате, который прямо регулирует деятельность организации, а на закон об акционерных обществах, который к нам абсолютно никакого отношения не имеет. Тогда юристы пытались доказать, что один из членов палаты не принял участия в собрании, на котором избирали Катвалюка, и, тем самым, якобы были нарушены его права. Но торгово-промышленная палата — это бизнес-ассоциация, а не акционерное общество.

 

- А в чем разница между бизнес-ассоциацией и акционерным обществом?

 

- Бизнес-ассоциация — это общественное объединение, которое не ставит себе за цель заработок. В акционерном обществе акционер хочет иметь конкретную материальную выгоду. В общественной организации вы являетесь членом для того, чтобы реализовать себя как сознательный гражданин, и создать условия для других членов общества. Поэтому торгово-промышленная палата предоставляет условия не только членам палаты, но и любому бизнесмену, который к ней может обратится.

 

- То есть цели ее в высшей степени благородные?

 

- Абсолютно. При том, что торгово-промышленные палаты существует только в Украине уже больше 150 лет.

 

- Подобный институт существует и за рубежом?

 

- Первая палата, по-моему, возникла в XVII веке в Марселе. Есть две модели существования палат — англо-саксонская и немецкая. Немецкая в Австрии и Германии предусматривает обязательное членство бизнеса в палате, то есть, как только вы открываете бизнес, вы сразу регистрируетесь в палате и становитесь ее членом. Государство при этом делегирует некоторые услуги палате. По сути оно является своеобразным министерством по делам бизнеса, выполняя разные функции от государственной регистрации до поддержки отдельных программ экспорта, поддержки малого и среднего бизнеса. В Украине работают по англо-саксонской модели, где нет обязательного членства.

 

- Конфликт в РТПП мы наблюдаем уже больше полугода: и одна, и другая стороны тратят на него какие-то силы, средства. За что? В чем интерес, если это всего лишь общественная организация?

 

- В среду, когда было отчетно-выборное собрание, был отчет ревизорской комиссии, отчет Катвалюка, в том числе рассматривался вопрос финансовой деятельности. Наше благосостояние напрямую зависит от общего положения экономики: если подъем — к нам чаще обращаются за услугами, соответственно, мы больше зарабатываем; если спад — к нам меньше обращаются, и мы, соответственно, меньше получаем. Учитывая экономическую ситуацию в стране, нынешний год для торгово-промышленной палаты будет очень сложным. Намного сложнее, чем был прошлый год. Вследствие нового витка торговой войны с Россией последняя практически остановила весь экспорт. А торговая палата являемся организацией, которая зарабатывает на услугах экспортерам. По итогам первого квартала мы уже наблюдаем падение в пределах 30%.

 

У николаевской палаты, как и везде, непростая ситуация с финансовой точки зрения. Они ужались, они сократились... На сколько проинформировал Катвалюк, они одно из своих зданий сейчас сдают в аренду, для того, чтобы была возможность предоставлять услуги, в том числе и бесплатные, которые поддерживают бизнес.

 

Поэтому если говорить с финансовой точки зрения, то это не интересный объект, на котором кто-то может стать олигархом или обогатиться. Как французы говорят: «ищите женщину» так и тут нужно искать какой-то личностный, амбициозный момент. В первую очередь палата интересна для удовлетворения своих амбиций с точки зрения престижности, статуса. Потому что президенты палаты — это во всем мире уважаемые люди. Президент палаты — это человек, которого примут на Западе скорей, чем любого другого бизнесмена, который приехал из СНГ.

 

В Николаеве причина не в том, что кто-то хорошо работает, а кто-то плохо. Если бы Катвалюк плохо себя вел, воровал бы, то наверняка это стало бы уже достоянием общественности всего Николаева и Николаевской области. По большому-то счету никто ему профессиональных претензий не предъявляет. Есть чисто личностный момент.

 

- А Торгово-промышленная палата Украины не могла подавить этот конфликт в зародыше? У вас нет таких полномочий?

 

- У нас нет таких полномочий, потому что система Торгово-промышленной палаты Украины согласно закону строится по конфедеративному принципу.

 

- То есть вы не являетесь их прямым начальником?

 

- Скорее даже наоборот, ведь я куда больше зависим от региональных палат, потому что они меня избирают на должность. Поэтому мы не имеем права вмешиваться в деятельность региональных торгово-промышленных палат. Мы только координируем их деятельность на общенациональном уровне, занимаемся научно-методической работой, внедряем новые услуги. Перед нами стоит другая задача. Распоряжаться судьбой региональной торгово-промышленной палаты могут только члены палаты.

 

- Бытует мнение, что данный конфликт нанес большой ущерб николаевской торговой палате, как ее репутации, так и бюджету. Видя конфликт, многие клиенты предпочитали обращаться в Одессу, Херсон...

 

- В прошлом году была такая проблема. Из-за действий Власенко была заблокирована работа палаты. Мы позвонили и попросили одесскую палату, чтобы она подстраховала. Но любая война, любой конфликт всегда наносят ущерб как репутации, так и материальный. Поэтому мы пытались как можно быстрее все прекратить. А прекратить конфликт могло только общее собрание членов палаты, и только позиция местного бизнеса.

 

- Вы считаете, что собрание уже расставило все точки над «і»?

 

- Если у Власенко есть еще какие-то остатки собственного достоинства и совести, он должен понимать, что люди против него. Если бы Власенко хотел стать законным президентом, то ему никто не мешал бы прийти на собрание и выставить свою кандидатуру.

 

- Любой человек может выставить свою кандидатуру?

 

- Только член палаты. Но у нас достаточно лояльные условия членства в палате.

 

- Вы отслеживаете конфликт с самого начала и приезжаете в Николаев не в первый раз. На начальном этапе этого конфликта «засветились» представители местной власти. Какова ваша оценка деятельности местной власти?

 

- Я бы сказал, что произошла определенная эволюция. На первом этапе Романчук был активным участником этого конфликта. Он как первый заместитель главы Николаевской облгосадминистрации не имел права впереди колонны с охраной заводить Власенко и садить в кабинет. Мы обращались по этому поводу и к президенту, и в прокуратуру, чтобы привлечь его к ответственности за нарушение закона, потому что государство не имеет права вмешиваться в работу палаты. После этого у нас был достаточно серьезный разговор и с губернатором о том, что так делать нельзя. И сейчас произошла определенная эволюция. На сегодняшний день была проведена встреча губернатора с трудовым коллективом. То есть была встреча — была продемонстрирована поддержка.

 

Меня безусловно радует, что от такого конфронтационного варианта, который был полгода назад, власть перешла к партнерскому сотрудничеству. Мне также понравилось выступление городского головы Александра Сенкевича, который говорил не только о мостах и дорогах, но и о создании нормального климата для бизнеса. Потому что можно и нужно делать тротуары, но вопрос стоит: «Для кого?». Если не будет нормального бизнеса и поступлений в бюджет, то кто по этим тротуарам будет ходить? Поэтому мне нравится подход городского головы.

 

- Осталось дело за малым — создать эти условия...

 

- Есть уже опыт, когда местные власти пытались устроить какие-то инвестиционные форумы на местах, но это, как правило, заканчивалось междусобойчиком. Поэтому я предложил мэру: «Вы же ищете инвесторов, ищете партнеров... Давайте сделаем презентацию у нас в торгово-промышленной палате в Киеве?». У нас есть такая форма сотрудничества. Ведь мы понимаем, что бизнесмены — народ занятый, поэтому поехать на пару дней в Николаев времени нет. А в Киеве прийти на пару часов пообщаться, посмотреть, «пощупать» намного удобнее.

 

- Вы говорили о том, что сейчас николаевская палата переживает не лучшие времена. Какие у организации перспективы на будущее?

 

- Сейчас идет поиск новых вариантов: как жить, как выживать, какие предоставлять услуги, как помочь бизнесу в непростых экономических условиях. На прошлой неделе у нас была непростая встреча с президентом белоруской торговой палаты. В связи с тем, что Россия закрыла нашу логистику в Среднюю Азию и Казахстан, существует шанс как-то туда попасть через Белоруссию.

 

В связи с возникшей геополитической ситуацией начинает возобновлять работу «Большой шелковый путь», где нас раньше не видели, но из-за конфликта России с Турцией в этот обходной путь может вписаться юг Украины: Одесса, может Николаев, может Херсон... Это как один из вариантов выхода на среднеазиатские рынки.

 

- Как человек искушенный, с опытом, скажите, когда ситуация вокруг Николаевской торгово-промышленной палаты успокоиться и работа войдет в нормальное русло?

 

- Во-первых, после последнего собрания шансы у господина Власенко юридически что-то придумать, даже учитывая нашу коррумпированную судебную систему, ничтожно малы. Во-вторых, есть полное неприятие его действий со стороны коллектива. Он также настроил против себя членов палаты, которые возмущены, что кто-то пытается через суд отметить решение их собрания. Ведь президента избирает не трудовой коллектив, а члены палаты. Когда было первое собрание, несмотря на давление со стороны власти, люди все равно пришли и проголосовали за Катвалюка. Это говорит о том, что люди не равняются на власть — у них есть своя позиция и они эту позицию отстаивают. Вот это является зарождением гражданского общества, когда люди сознательно принимают решение. Я членов палаты просто поблагодарил, что они без лишней суеты пришли и заявили о своей позиции. Власенко ничего не светит — люди против него.

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив