К 220-летию Вознесенска: забытые дни блистательной славы

21.05.2015 в 10:55

Каждый год на 40-й день после Пасхи (обязательно в четверг) весь православный мир празднует Вознесение Господне. В этот же день город Вознесенск отмечает свои именины. В этом году праздник выпадает на 21 мая.

В начале 1795 года в результате административной реформы, проведенной по указу Екатерины II, на юге современной Украины было создано Вознесенское наместничество. Земли наместничества занимали часть сегодняшних Винницкой, Одесской, Николаевской, Херсонской, Кировоградской и Черкасской областей. В качестве административного центра в этом же 1795 году был заложен губернский город Вознесенск.

Екатерина и граф Потемкин задумывали, что Вознесенск будет южным форпостом Российской империи на недавно завоеванных землях. Однако кончина императрицы и восхождение на престол ее сына Павла I в корне изменили все ранние планы. Наследник Екатерины провел свою территориально-административную реформу, вследствие которой Вознесенское наместничество было полностью расформировано, а сам Вознесенск потерял статус губернского города.

В начале XIX века, после русско-турецкой войны 1806-1812 года, Вознесенск был последним пристанищем Бугского казачьего войска. В 1817 году казаков расформировали, а город получил статус военного поселения. По этой причине вспыхнуло восстание казаков, которое было жестко подавлено царской властью. Из оставшихся казаков и приезжих россиян сформировали несколько уланских полков.

Кстати, легенды о восстании до сих пор передаются из поколения в поколение среди местных жителей, но они уже настолько искажены и приукрашены, что правды в них мало.

С тех пор город становится обыкновенным военным поселением, ничем не отличающимся от других таких же населенных пунктов, пока его не облюбовал император Николай I, гостивший в Вознесенске четыре(!) раза. Один из этих долговременных визитов вошел в европейскую историю под названием Большие кавалерийские маневры. Пожалуй это было самым ярким событием в истории города — пик его славы.

МАНЕВРЫ 1837

Большие кавалерийские маневры состоялись в 1837 году. Это было особым событием не только для города, но и для всей имперской армии. Масштабы учений были настолько велики, что весь Западный мир с любопытством наблюдал за процессом подготовки к ним, а также за самими маневрами. В тот год слова «Wosnessensk», «Voznesensk» едва ли не каждый месяц пестрили на передовицах многих европейских газет.

Для учений кавалерии ландшафт пригорода подходил идеально. Просторные степные долины позволяли с большим размахом выполнять те или иные маневры. В учениях приняли участие 305 кавалерийских эскадронов с 128 орудиями конной артиллерии. В конную армаду вошло свыше 55 тысяч регулярных конников (в нынешнем Вознесенске проживает около 40 тыс. жителей). Для сравнения, в Большую армию Наполеона при вторжении в 1812 году входило 4 кавалерийских корпуса, состоящих из 208 эскадронов и 38 тысяч всадников.

Маневры проходили под личным руководством императора Николай I. Кроме самого монарха в Вознесенск прибыли его супруга Александра Федоровна, наследник Александр и другие близкие родственники.

Кроме семьи императора на учениях в Вознесенске побывали австрийский эрцгерцог Иоанн, прусские принцы Август и Адальберт, принц Фридрих Виртембергский, герцог Бернгард-Сакен Веймарский с сыном, принц Лейхтенбергский, австрийский посол Фикельмон и другие знатные представители европейских государств. На маневры также прибыл турецкий посол Мушир Ахмет-паша, что было очень символично, поскольку только в 1829 году закончилась очередная русско-турецкая война.

Подготовка к маневрам длилась на протяжении года. Организацией занимался инспектор всей резервной кавалерии граф де Витт. И, стоит отметить, со своей задачей он справился успешно — менее чем за год Вознесенск превратился в настоящую императорскую резиденцию.

Здесь был выстроен дворец для царской семьи, огромный казенный сад с беседкой, шикарный театр, около двадцати домов для знатных персон и 150 домиков для остальных иностранных гостей. Для обслуживания царского дворца в Вознесенск были приглашены лучшие торговцы и рестораторы из Одессы и Киева.

«...К каждому дому был приставлен один офицер в качестве хостеса, с тем чтобы обеспечить уход и контроль, и для обеспечения лошадей и экипажи для гостей...», - пишет газета «Nederlandsche staatscourant» в номере от 14 октября 1837 г.

Кроме самих маневров кавалерия смоделировала настоящий бой. По сути это было кульминацией учений.

Вдали от Вознесенска был построен небольшой деревянный город в китайском стиле. В ходе выполнения боевой задачи этот городок атаковала артиллерия. Это зрелище навсегда запечалилось на страницах российской и зарубежной прессы.

В №247 газеты «Journal de La Haye» подробно описано это зрелище.

«...Артиллерия вышла на расстоянии 650 шагов от городка и открыла шквальный огонь, и вскоре мы увидели пламя огня, раскинувшееся на несколько кварталов. Огромные столбы дыма, блики гранат, рев ракет, растрескивание домов — город стремительно пожирало разрушительное пламя пожара...», - писали в газете.

По завершению учений состоялся грандиозный бал. Дворец, в котором проживала царская семья, был очень ярко иллюминирован и украшен. Внутри помещение было декорировано по всем тогдашним тенденциям моды.

«Особенное внимание обращали на себя турецкие, персидские, испанские, польские и венгерские сабли, английские и версальские пистолеты, дорогие пистолеты в 4 ствола, шотландские клейморы (двуручные мечи), древние самопалы, черкесские шашки, кольчуги и стрелы, доспехи рыцарей, бунчуки, шведские и французские ружья, нож римских жрецов, тевтонский меч для посвящения в звание рыцаря, шпага рыцарей святого Иоанна Родосского; тут же виднелись сабли Богдана Хмельницкого, серебряная кольчуга и ятаган Георгия Черного; лядунка Жолкевского; гетманская булава Хоткевича, ружье, изготовленное для Наполеона и множество других редких вещей...», - пишется в повести «Вознесенск за 120 лет своего существования».

В знак благодарности за организацию маневров и обустройство Вознесенска император удостоил графа де Витта Орденом Святого апостола Андрея Первозванного — высшей наградой Российской империи.

Сам Николай I очень трогательно отозвался о своем визите в Вознесенск. Начальник Третьего отделения (нечто типа современного СБУ) граф Бенкендорф в своих «Воспоминаниях» процитировал похвалу императора.

«Наконец, пришлось расстаться с Вознесенском, где в продолжение двух недель я испытывал одни наслаждения. Признаюсь, что расставание с этим прекрасным и добрым войском мне было очень тяжело. Простившись со всеми и поблагодарив графа Витта, который в этом случае оказался истинным волшебником, я 4 сентября, в полдень выехал в Николаев», - сказал император.

Запад тоже с восторгом отметил Большие маневры, однако не обошлось и без критики. Например, многие европейские газеты писали, что подобными учениями Россия хочет устрашить Европу своей военной мощью, мол, теперь ни одно европейское государство не захочет столкнуться с российской конницей.

На ряду с такой конструктивной критикой было и раздувание скандалов в «желтой прессе». Некоторые французские, а затем и другие газеты сообщили, что при подготовке к маневрам из ближайших к Вознесенску сел было похищено 600 девушек от 16 до 22 лет «для удовлетворения нужд» кавалеристов, которых в городе исчислялось почти 60 тысяч. В прессе сообщалось о нескольких фактах жестокого насилия солдатами над местными женщинами. В частности о «множественных актах насилия» сообщается в газете «Arnhemsche courant» в № 123 от 16 октября 1837 года.

Официальных объяснений или опровержений по этим заявления не было. Единственной, что удалось найти — это заметка в 107 номере газеты «La Presse». В ней говориться, что Россия не считает нужным реагировать на подобные провокации.

«...Если даже в газете напишут, что по приказу императора вознесенские солдаты на кусочки порезали луну и съели ее, Россия не будет давать опровержение на эту новость...», - пишет издание.

Отрицать насилие во время тех маневров и воровство девушек на сегодняшний момент никто не берется. Однако этот конфликт аккуратно обходят стороной все академические исследователи данной темы.

ВЛИЯНИЕ МАНЕВРОВ НА ДАЛЬНЕЙШУЮ ЖИЗНЬ ИМПЕРИИ

Кавалерийские маневры в Вознесенске, в первую очередь, косвенно отразились на некоторых моментах жизни семьи Николая I и Российской империи в целом.

Именно в Вознесенске берет свое начало драматическая история любви старшей дочери императора Николая I — Марии. Во время маневров она, будучи уже 18-летней барышней, влюбилась в принца Лейхтенбергского, который также присутствовал на учениях. Об этом в своих воспоминаниях пишет младшая сестра Марии Ольга.

«Осенью он [цесаревич Александр] встретился с Родителями в Вознесенске, чтобы присутствовать на больших кавалерийских маневрах. Множество Высочайших особ и принцев из-за границы уже прибыло туда; между ними также и принц Карл Баварский и с ним его племянник, Принц Лейхтенбергский. С первого же взгляда Мэри его поразила. И он понравился ей, так как он был очень красивый мальчик. Но главным образом ей льстило то впечатление, которое она произвела на него, и мысль о том, что он может стать ее мужем, сейчас же пришла ей в голову. Согласится ли он остаться с ней в России? Я повторяю, что ей только пришла эта мысль, ни о каком серьезном чувстве еще не могло быть и речи», - пишет Велика княжна Ольга.

Драма заключалась в том, что Максимилиан Лейхтенбергский был внуком Наполеона Бонапарта. А в 1837 году еще очень хорошо помнили о наполеоновском походе в 1812 году. Поэтому Николай I несколько колебался в принятии решения. Но, несмотря на этот камень преткновения, в 1839 году все-таки состоялась свадьба Марии и Максимилиана. У супругов было 7 детей.

Хуже обстояли дела во внешней политике императорского двора. В 1853 году началась Крымская война, в которой Британская, Французская и Османская империи объединились против России.

Европейские полководцы, уже прекрасно знающие состояние российской конницы, не испытывали никакого желания с ней встретиться на открытом поле боя. Поэтому именно в Крымской войне западные европейские страны начинают новую тактику ведения боя — «непрямого воздействия», то есть не вступать в непосредственный контакт с врагом. В свою очередь русские во время обороны Севастополя в 1854-55 гг. вынуждены были использовать для защиты окопы (изобретенные военным инженером Эдуардом Тотлебеном, который позже переехал в город Николаев). Выполнять кавалерийские маневры в условиях обороны Севастополя было невозможно.

«Данная форма ведения боевых действий для союзников упрощала снабжение, исключала кавалерию, но затягивала ход войны, делала ее события менее зрелищными, а результаты — менее явными», - пишет историк, специализирующийся на николаевской армии, Александр Кухарук.

Оборона Севастополя была с треском провалена Россией, а Крымская война проиграна. И здесь стоит отметить, что Большие маневры под Вознесенском сыграли с Россией злую шутку. В 1837 году Николай I открыл все карты потенциальному врагу, заставив его разрабатывать принципиально новую стратегию боя, где кавалерия не является ключевой составляющей войск. Это и стало одной из причин провала России под Севастополем. В этом же году император скончался.

ВЛИЯНИЕ МАНЕВРОВ НА ДАЛЬНЕЙШУЮ ЖИЗНЬ ГОРОДА

Великие маневры как самое масштабное событие в истории города сыграли очень важную роль в дальнейшем развитии Вознесенска. Населенный пункт начал не только внешне приобретать черты полноценного города, но и в плане внутренней жизни шагнул значительно вперед: в торговле, в культуре, в ремесленнических промыслах.

В журнале «Русский инвалид» (№ 82 за 1840 год) автор статьи, побывавший в Вознесенске, подробно описывает красоту Казенного сада (ныне парк Островского):

«В саду видишь гостя из отдаленного севера — вечно зеленеющую ель, встречаешь и неженку юга — кудрявую акацию. Различные клумбы, аллеи, беседки, павильон, представляющие отличную панораму во все стороны, чистая лужайка, глухие рощицы, оранжерея, домик в швейцарском вкусе — все выглядит наилучшим образом», - пишет автор.

Кроме того автор описывает фонтанный комплекс, размещавшийся в парке.

«...Вдобавок ко всему, сад имеет свое натуральное зеркало: из дикого обрыва посреди его образован правильный овраг, приодетый дерном. Из вершины его выходит ключ, который, пробежав некоторое расстояние украдкой, вдруг играет фонтаном, с шумом бежит отсюда к бассейну из тесаного камня, раскидывается вокруг мраморной вазы посреди его и потом, как бы с досадой сбросившись маленьким водопадом, катится далее к своему назначению. На овраг накинут красивый мостик, откуда любуешься хорошей перспективой, а бассейн осенен группами деревьев и навязывается прохожему свежестью и прохладой своих волн...», - рассказывает автор и зазывает всех читателей побывать в этом городе.

Вскоре, в начале ХX века, через Вознесенск проводится железная дорога, соединяющая Одессу с северными регионами государства. В это время город заметно оживился — теперь он был связан с крупнейшими портами не только по судоходному Бугу, но и ж/д сообщением, что значительно ускорило темпы развития торговли. В Вознесенске проходили крупные ярмарки, на которых купцы со всего южного региона государства приобретали разные зерновые и скот.

К сожалению, ураган событий первой половины ХХ века «поломал» Вознесенск не менее других городов империи. Гражданская война и Первая мировая принесли в город разруху. Практически все памятники позднего классицизма, построенные к визиту императора Николая I, были уничтожены. Тот же полуразрушенный театр, некогда великолепной красоты, большевики использовали под склад, а затем он и вовсе исчез с лица земли — в период Второй мировой войны были окончательно разрушены все уцелевшие артефакты царской эпохи. Остались лишь отдельные памятники в историческом центре города: так называемые «триумфальные ворота», беседка и другие менее привлекательные сооружения.

«Триумфальные ворота», представляющие из себя два столба, сохранились до 60-х годов ХХ столетия. По мере расширение Вознесенска границы населенного пункта значительно сместились и ворота оказались в самом центре города. В 1965 году, в ходе масштабного строительства дорог во всех населенных пунктах южного региона государства, ворота были разобраны. Единственным памятником той эпохи является беседка в парке Островского, которую местные жители называют «Ротондой».

К 220-летию Вознесенска: забытые дни блистательной славы

Ротонда, г. Вознесенск 

В послевоенные советские времена Вознесенск значительно утратил свой неповторимый облик. Все старое было разрушено, а новое строилось по общесоветскому шаблону: в плане культуры, экономики, развития инфраструктуры.

Из военного и торгового городка Вознесенск превратился в центр легкой и пищевой промышленности с большими заводами и комбинатами, фермами и элеваторами, садами и полями. Однако в Вознесенске больше никогда не происходило событий общеевропейского масштаба — ни в советские времена, ни в современные.

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив