Мэр, которого мы не забудем

27.02.2015 в 11:11

26 февраля исполняется ровно пятнадцать лет с того трагического дня, когда перестало биться сердце Николаевского городского головы Анатолия Алексеевича Олейника. Ему было всего 58 лет, на посту мэра он пробыл неполных два года - всего двадцать два месяца. Казалось бы, что можно сделать за столь небольшой срок? Анатолий Олейник на своем примере показал, что и за этот короткий отрезок времени сделать можно очень многое.


Анатолий Алексеевич, став мэром в апреле 1998 года, сумел погасить многомиллионные долги по зарплате работникам бюджетной сферы, оставшиеся ему в наследство от предшественников. Под его руководством была достроена и сдана в эксплуатацию сад-школа в микрорайоне Северный - первая построенная школа в Николаеве со времен распада СССР. Были сданы несколько многоэтажных жилых домов, мертвые "коробки" которых прежде годами мозолили глаза горожанам. Оживилось строительство, проявилась общая тенденция к сокращению количества николаевских долгостроев, стартовало обновление парка электротранспорта, решался вопрос с продлением троллейбусной ветки из Соляных в тот же микрорайон Северный, был заложен сквер Европы, обеспечивались базовые потребности города, стабильно выплачивалась зарплата врачам, учителям, работникам культуры и всем остальным служащим бюджетной сферы.


Олейник принял город в трудное время, в период, когда разваливалась градообразующая моноотрасль - судостроение - кормившая Николаев буквально с первых дней основания города. Судостроительные заводы, стремительно сокращавшие производство, больше не в состоянии были содержать жилфонд, социальную сферу и сбрасывали это все на плечи города, у которого катастрофически на хватало денег из-за обвального падения прежде кормившего нас судостроения. Такой вот замкнутый круг.


Многие николаевцы, потеряв не просто работу, а, что намного хуже, жизненные ориентиры, находились в совершенной растерянности, не видели перспектив и не понимали, как им жить дальше. В обществе брало верх уныние.


В этой обстановке весной 1998 года к власти пришел Анатолий Олейник - опытный и решительный мэр, смелый человек с твердой волей, умеющий добиться своего, с нестандартным, порой парадоксальным мышлением.


Сейчас, после Януковича и компании, понятие "крепкий хозяйственник" начисто опорочено, за него можно чуть ли не получить по физиономии. Но Анатолий Алексеевич был как раз крепким хозяйственником в том первородном, лучшем понимании этого слова. У него была хозяйственная жилка и склад характера, как бы сейчас сказали, топ-менеджера, живущего не только сегодняшним днем, а и думающего на перспективу.


Объяснение этому простое. Он - выходец из обычной семьи, материальные блага не сыпались ему на голову, и все, что у него было, он заработал собственным трудом. В развитии его лидерских навыков, управленческих приемов, в формировании его характера в целом  сказался многолетний опыт работы на заводе железобетонных изделий, где со временем он стал директором, и 14 лет руководства Центральным районом Николаева - самым большим районом города. А потому неудивительно, что городские проблемы он знал досконально, от "а" до "я".


Анатолий Алексеевич был сдержанным, если не сказать суровым, мог и припечатать крепким словцом. Но это только внешне. На самом же деле он был человеком ранимым, остро переживавшим любую несправедливость, искренне заботившимся о близких, подчиненных, о всем своем полумиллионном городе. Он мог проявить жесткость к нерадивым чиновникам, неплательщикам налогов, однажды дал команду руководству городской милиции доставить к нему представителей поставщиков газа, не желавших открывать задвижку накануне отопительного сезона. Но разве для себя он это делал, разве лично ему нужен был этот газ? Нет, просто за ним стояла огромная городская община, за которую он беспокоился. С юридической точки зрения, в условиях неплатежей, он имел основания задержать начало отопительного сезона, но не имел такого морального права, понимая, что николаевцы объективно не могут вовремя расплатиться за газ и тепло в силу элементарной бедности, и вовсе не они виноваты в том, что так сложилась их судьба.


Он мог заставить аппарат власти работать. Известны случаи, когда руководителей районного и городского уровня он принуждал лично брать лопаты в руки и выгребать кучи мусора, которые вовремя не убрали их подчиненные, когда просил сфотографировать перед переполненными мусорными контейнерами виновников этого безобразия и предупреждал: "Если через два дня ситуацию не исправите, фото будет опубликовано в газете. Город должен знать своих "героев" в лицо!".


Да, такие меры, возможно, были не из числа самых демократичных, некоторые бюрократы за глаза возмущались и даже обвиняли его в унижении личности. Но зато эти меры были эффективны и одобрительно воспринимались простыми людьми, ради которых он и работал. У Олейника не было и быть не могло "коллективного безответственного". Ответственность у него всегда носила персональный характер - и для его подчиненных, и для него самого.


Отметим, что Анатолий Алексеевич не прятался от людей: регулярно бывал в трудовых коллективах, проводил личные приемы, "горячие линии" в прессе и прямые эфиры на ТВ. Был случай, когда во время прямого эфира он, в ответ на жалобу телезрителя по поводу соседей-наркоманов, прямо с телеэкрана дал команду начальнику городской милиции проверить конкретный адрес в Ленинском районе. И это не заранее спланированный пиар-ход, это была реальная, спонтанно возникшая ситуация! Следует отметить, что Олейник вообще никогда не злоупотреблял пиаром, саморекламой, считая, что нужно много и напряженно работать, а не бесконечно "светиться" на телеэкранах и страницах газет.


Не всякий мог с ним работать, но тех, кто сработался, Анатолий Алексеевич по-настоящему ценил. Его команда - это и его подчиненные, и просто друзья - он не делал особого различия: Николай Балакирев, Андрей Курючкин, Михаил Кондратьев, Инна Бычковская, Татьяна Щедрова, Владимир Рыжик, Виталий Болотний, Петр Мовчан и многие другие. Команда Олейника была сплоченной, для этих людей не было слова "невозможно", они делали все быстро и качественно.


Тех, кто хорошо знал Анатолия Алексеевича, не просто удивляла - сражала его феноменальная память. Он нечасто что-либо записывал, в основном держал всё в голове. Иной раз люди переживали: не забыл ли он чего?! А он никогда ничего не забывал до самых своих последних дней!


Еще одна отличительная черта Анатолия Олейника - нежелание давать обещания. В этом он был совершенно не похож на публичных политиков современного типа, которые, искренне глядя в глаза, много и щедро обещают всё и всём, но тут же забывают о своих обещаниях. Анатолий Алексеевич вел себя по-иному. Из него сложно было выдавить какую-либо "обещалку", он предпочитал промолчать, вообще ничего не ответить. Но потом, чаще всего, то, о чем его просили, выполнял, если, конечно, это было в его силах.


Как человек, не особо стремившийся к публичности, он не выносил на всеобщее обозрение свою личную жизнь. Его верный тыл - жена Оксана Петровна и дочь Елена. С будущей супругой Анатолий Алексеевич познакомился еще на заводе ЖБИ, куда после учебы она пришла работать бухгалтером. "За ним я как за каменной стеной", - часто повторяла Оксана Петровна. Они ютились по углам, позже получили однокомнатную квартиру на городской окраине - на ул. Гмырева. Наконец, сбылась многолетняя мечта - Анатолий Алексеевич построил свой дом. Он был хлебосольным хозяином, ладил с друзьями, соседями, двери его дома всегда были гостеприимно распахнуты для гостей. А главным праздником семьи был его день рождения - 1 января, который обычно совмещали с празднованием Нового года. Поэтому гости начинали собираться за столом еще 31 декабря.


В быту Анатолий Алексеевич был прост и незатейлив. Как человек хозяйственный, рукастый, он любил сам делать ремонт, самостоятельно занимался домом, приусадебным участком, разводил кур, выращивал массу зеленых насаждений, деревьев и кустарников, каждое утро рано вставал, чтобы полить всё это. А в самом доме разводил кактусы и декоративных рыбок. Поздно вечером, вернувшись с работы, он мог целый час, если не больше, смотреть на своих рыбок, резвящихся в большом двухсотлитровом аквариуме. Это его успокаивало, отвлекало от массы проблем, помогало расслабиться.


Нельзя пройти мимо еще одного хобби Анатолия Олейника - рыбалки. Для него она была не только развлечением, но и, как ни удивительно, продолжением работы. Он часто приглашал на рыбалку своих сотрудников и в процессе рыбной ловли  обсуждал производственные проблемы. Рыбалка с Олейником означала жест большого доверия с его стороны, ее нужно было заслужить, ведь с кем попало он не рыбачил. А уж если пригласил человека на рыбалку, значит, доверяет ему.


Последние месяцы Анатолий Алексеевич героически боролся со смертельным недугом. Онкология стремительно разрушала его организм, но он до последних дней оставался на своем посту, держал руку на пульсе городской жизни и когда болезнь уже не позволяла ездить на рабочее место, изучал документы и проводил совещания прямо на дому.


26 февраля високосного 2000 года, накануне прихода весны, Анатолий Алексеевич Олейник скончался.


К сожалению, жизнь оборвалась рано. Очень многого он не успел...

Вечерний Николаев

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив