Областная офтальмологическая больница под микроскопом

25.12.2013 в 16:30

Главный врач Николаевской областной офтальмологической больницы Юрий Павлович Назарук позвонил в редакцию «Новостей-N» в тот же день, когда появилась статья «Биопсия» областной глазной больницы: «пациент» тяжело болен». Он не пытался спорить, скандалить, что-то доказывать. Он просто пригласил нас приехать в больницу: «Приезжайте. У нас нет закрытых зон — вы сможете все сами увидеть и составить собственное представление о нашей больнице».


Договорились на утро понедельника — в этот день в больнице больше всего пациентов, пришедших «оформляться». Во вторник, среду и четверг проводятся операции.


Главный врач


В народе областную офтальмологическую называют просто: «глазная больница». Первое, что бросилось в глаза — чистая и совершено не захламленная территория. Ни тебе парковки автомобилей под зданием, ни вездесущих киосков, ни беляшей с собачатиной.

В приемном покое в очереди сидело более десятка человек, в основном, пожилые люди. Никаких торговцев халатами, тапочками прочими принадлежностями не наблюдалось.


Найти кабинет главного врача в длинных больничных коридорах оказалось делом не легким: пришлось обратиться за помощью. Стоит отметить, что у каждой медсестры и врача больницы на груди бейдж с фамилией, именем и должностью, что значительно упрощает общение.


Кабинет Юрия Павловича мало похож на кабинет главврача в стандартном понимании. Обычная оклеенная обоями комната с видавшим виды линолеумом на полу и старенькой, еще советского изготовления, мебелью.


- Я считаю, что ремонт в кабинете главврача должен делаться в последнюю очередь, после того, как будет отремонтирована вся больница, - пояснил Юрий Назарук.


Тут стоит сделать отступление и несколько слов сказать о личности самого Юрия Павловича. Не скроем, перед тем, как посетить больницу, мы навели о нем справки. И были немало удивлены полученной информацией. Оказалось, главный врач областной офтальмологической больницы живет в стандартной двухкомнатной квартире на Водопое и не имеет даже собственного автомобиля — ездит на служебном «Москвиче» или ВАЗ 21099. Все, кого бы мы ни спросили о Юрии Назаруке, отзывались о нем как о человеке интеллигентном, высокообразованном и самозабвенно влюбленным в свою профессию. Личная встреча полностью подтвердила эту информацию: грамотная речь, неброская, «без претензий» одежда. Разговаривал Юрий Павлович спокойно, тихо — впечатление такое, что этому человеку никогда не приходилось повышать голос. Загорались у него глаза только тогда, когда он начинал рассказывать о своей больнице, которая, судя по всему, и составляет главный смысл его жизни.


Оказалось, что государственных специализированных офтальмологических центров, таких как в Николаеве, в Украине всего пять. Причем, четыре из них расположены в городах-миллионниках: Одессе, Киеве, Харькове и Днепропетровске. Во всех остальных областных центрах имеются только офтальмологические отделения.


Николаевская офтальмологическая больница была сдана в эксплуатацию еще в 1976 году.


Сейчас в больнице 5 отделений: консультативная поликлиника, детское отделение на 30 коек, дневной стационар на 35 коек и два микрохирургических отделения на 110 коек.


Врачей здесь 27, а весь коллектив насчитывает 198 человек. Сам Юрий Назарук должность главного врача занимает 7 лет. Начинал он свой врачебный путь в этой же больнице еще врачом-интерном. Но обо всем этом позже рассказали коллеги, сам он о себе говорить не стал.


Свободных коек в больнице не бывает: кто-то ложится на профилактическое лечение, кто-то — на плановые операции, а кто-то поступает в экстренном порядке.


- Ургентная помощь у нас оказывается круглосуточно. Со всей области людей с травмами глаз везут к нам, в любое время. У нас постоянно в приемном отделении находится дежурный врач, круглосуточно работает одно из хирургических отделений, чтобы проводить неотложные операции. Раз на раз не приходится, но бывает, что в день поступает до 5 человек с серьезными травмами, и еще до тридцати пациентов, требующих удаления инородных тел из глаз, не требующих дальнейшей госпитализации. Им проводят небольшую операцию по извлечению постороннего предмета из глаза и отпускают домой, - пояснил Юрий Павлович. 


Главный врач констатирует, что очереди в приемном покое действительно бывают по понедельникам: от этого никуда не денешься, во вторник, среду и четверг операционные дни, потому госпитализируют плановых больных в основном по понедельникам:

 

- Понедельник мы стараемся разделить: сначала госпитализируем всех приехавших из дальних районов, а жителей Николаева стараемся ориентировать на время после 12.00, чтобы избежать очередей.


Платно или бесплатно?


Отдельно и обстоятельно главный врач рассказывал о так называемом «платном лечении» - именно это чаще всего ставят в вину государственной больнице. Согласно статистическим данным, почти 35% больных обращаются с глаукомой (повышение внутриглазного давления), катарактой (помутнение хрусталика глаза) — около 25%, сосудистыми заболеваниями — 14%, диабетической ретинопатией — чуть больше 2%, на все остальные заболевания приходится чуть больше 23%. Таким образом лечение катаракты, которое действительно требует материальных затрат, составляет всего 25% от общего числа обращений в больницу.


- Мы не частный центр по операциям при катаракте, мы больница социальная. С проблемами той же катаракты обеспеченные люди обращаются в частные центры, у нас же остаются социальные категории, - говорит Назарук.


Итак, что же представляет из себя операция при катаракте, и почему она требует финансовых вложений? Речь идет о замене хрусталика на искусственный через надрез на поверхности глаза. Это как очки, только внутри глаза. В незапущенных случаях и при наличии соответствующих показаний, эту операцию могут делать при помощи специального аппарата — факоэмульсификатора, но об этом позже. Пациент, требующий замены хрусталика, должен приобрести специальный операционный набор, в который входят расходные материалы и этот самый хрусталик. Стоимость такого набора - от 3,5 до 5,5 тыс. грн. Таким образом платной является не сама операция, а материалы, в данном случае, операционный набор, который пациент должен приобрести за собственные средства.


- Хотим мы этого или нет, но на эту операцию надо покупать расходные материалы, государство это не финансирует. То есть, человек должен это все покупать за свои деньги. В рамках бюджетного финансирования мы покупаем хрусталики только для льготных категорий населения. Это инвалиды войны, участники боевых действий, по возможности - «чернобыльцы», участники войны, и инвалиды 1 и 2 группы. В год примерно 120-130 хрусталиков мы бесплатно имплантируем «льготникам». За 9 месяцев текущего года бесплатно, за счет государства, был имплантирован 81 хрусталик, - рассказал Юрий Павлович.


Сама больница хрусталиками не торгует, но на территории есть два частных пункта по их продаже. С предпринимателями по всем правилам заключены договоры аренды и они имеют лицензию на данный вид деятельности.


- Набор, в который входит хрусталик и расходные материалы, стерильный, открывается в операционной. Мы действительно не приветствуем, когда эти наборы приносят со стороны, приобретают неизвестно где. Если вдруг возникают какие-то осложнения, то не с кого потом спросить. В нашем же случае мы точно знаем, что у предпринимателя есть лицензия, есть все сертификаты, и в случае какого-то осложнения, то с этого предпринимателя можно конкретно спросить, где он взял этот хрусталик. Если завтра придет третий предприниматель, четвертый, продающий такие наборы и если будут свободные площади, мы готовы его принять. Главное, чтобы у него были все необходимые лицензии и разрешения, - говорит главный врач.


Предосторожности, в данном случае, совсем не лишние. Достаточно вспомнить нашумевшую историю в Харьков, когда из-за занесенной инфекции во время операции по замене хрусталика, зрение потеряли около 20 человек. Так что желание николаевских врачей работать с проверенными поставщиками медицинских препаратов в первую очередь продиктованы интересами безопасности самих же пациентов.


 

Отдельно стоит вопрос об операциях при помощи факоэмульсификаторов — специальных аппаратов, которых в областной офтальмологической больнице два. Их использование возможно лишь при наличии определенных показаний: катаракта должна быть не осложненная и не посттравматическая. Только в этом случае ультразвуковые удары, на которых базируется данный метод, смогут раздробить структуру катаракты. В Николаевской «глазной» 80% пациентов — пенсионеры, которые, чаще всего обращаются за помощью как раз уже в «запущенной» стадии болезни, когда факоэмульсификатор применить нельзя. Кроме того, операция при помощи факоэмульсификатора требует дополнительных затрат со стороны пациента — нужно купить специальную одноразовую кассету для циркуляции жидкости. К сожалению, зачастую, пациенты больницы не могут позволить себе даже копеечные лишние траты, поэтому и просят врачей сделать «подешевле».


Сейчас в больнице 4 врача, которые успешно оперируют при помощи данной аппаратуры, а с нового года на специальные курсы направляются еще два молодых специалиста. Но даже при всех этих обстоятельствах, с октября нынешнего года практически каждая четвертая операция проводится при помощи факоэмульсификатора.


Чтобы убедиться в том, что аппаратура действительно используется, а не стоит, как утверждают недоброжелатели «в обертках», а также чтобы показать достижения больницы, Юрий Назарук приглашает пройтись по отделениям.


Экскурсия по больнице


Сначала идем в приемный покой и поликлинику. По дороге Юрий Павлович сетует, что из-за кризиса 2008 года не успел закончить ремонт на первом этаже. При этом с гордостью рассказывает, что в последние годы все же сделали ремонт в трех отделениях, в половине помещений заменили окна на металлопластиковые, провели косметические ремонты в палатах, оборудовали палаты для ветеранов.


- Диагностическим оборудованием мы оснащены на 100%, - с гордостью сообщил Юрий Павлович.


В диагностическом кабинете маленькой девочке на специальном приборе исследуют глазное дно: малышка послушно смотрит в напоминающий бинокль аппарат и выполняет указания врача: «Не моргай, смотри на красный крестик!» После быстрой и безболезненной процедуры любые изъяны глаза будут видны на мониторе компьютера. Здесь же находится и аппарат для проведения ультразвукового исследования глаза, измерения глазного давления и поля зрения. Всего несколько лет назад была отремонтирована и существенно расширена лаборатория, которая ранее ютилась в двух небольших комнатушках.

 

Следующим был кабинет лазерной коагуляции.


- Здесь у нас лазеры для коагуляции сетчатки. Процедура производится только в лечебных целях, не в косметических. Лазерные аппараты периодически выходят из строя, бесплатно нам никто их не ремонтирует и не проводит профилактику. У них гарантия год, дальше любая поломка, неприятность за счет больницы. Именно поэтому врачи могут предложить пациенту добровольно внести средства — любую сумму, на которую, естественно, выдается квитанция. Эти деньги потом используются на текущий и профилактический ремонт оборудования, - пояснил Юрий Павлович. При этом главврач подчеркнул, что льготным категориям пациентов предложение о благотворительном взносе даже не озвучивают.


Идем в самое веселое по обстановке и самое грустное по своей сути детское отделение. Здесь нас встретила нарядная елка. Оказывается, в день Святого Николая здесь был и праздничный концерт, и подарки. В отделении сразу бросаются в глаза детские рисунки на стенах и шуточные стихи на дверях кабинетов.


- В детстве есть шанс восстановить зрение, - комментирует Юрий Павлович происходящее в следующем кабинете, где ребята смотрят в экраны компьютерных мониторов и другие аппараты. - До 25-летнего возраста можно постараться исправить зрение аппаратным лечением, при помощи специальных упражнений.


Пока поднимались в микрохирургическое отделение, Юрий Павлович вспомнил смешной случай.


- У нас в детском отделении лежал ребенок, которому очень понравились голубцы, что готовят в столовой в больнице. Его мама рассказывала, что он с удовольствием потом собирался на очередной курс лечения, говорил «там голубцы вкусные дают»...


Во взрослом отделении заглядываем в палату для ветеранов, там к выписке готовится милая бабушка — Вера Антоновна Соломаха. Пациентка рассыпается в благодарностях к заведующей отделением Галине Диденко - за доброту и внимание.


- Таких людей на свете единицы, пусть Бог хранит. Мне сделали операцию, спасибо, руки золотые...


- Вера Антоновна, а деньги с вас брали?


- Какие деньги?


- За лечение, за операцию.


- Что вы! - пенсионерка машет руками. - Сколько положено за хрусталик я заплатила, да, пакет купила и все. Никто никаких денег в этой больнице не берет. Здесь и брат мой лечился из Нового Буга!


 



«Пусть увидят, с чем нам приходится работать»


Заведующая вторым микрохирургическим отделением Галина Михайловна Диденко рассказала, что сейчас в отделении находятся 55 больных.


- Больше всего больных осенью, наши пенсионеры хотят госпитализироваться только после того, как соберут урожай на своих огородах. Но за год план по заполняемости койкомест мы выполняем на 101%, - говорит Галина Михайловна.


Пациентов с травмированными глазами здесь принимают круглосуточно. По просьбе Галина Михайловна рассказывает о травмах, после которых чудом удалось спасти пациентам зрение.


- Молодой парень, наш пациент. Примерно год назад делал дома тушенку, взорвался автоклав. Получил ожог и механическую травму глаз. В нашей больнице лежит уже в четвертый раз. Сразу после травмы у него зрение было 0,01. Сейчас у него зрение уже в 10 раз лучше: один глаз зрение 0,8, второй глаз было механическое повреждение , он поступил сейчас на восстановительное лечение. Но я надеюсь, что будет еще лучше. Людей много... Была бытовая разборка, и женщина получила травму глаза «розочкой» от бутылки. Травма была крайне тяжелая, были повреждены все оболочки, пол глаза было просто разрублено. Мы не ожидали, что там сохранится какое-то зрение. Мы зашили все, обработали. А когда спустя два месяца она пришла на реабилитационное лечение, оказалось, что она видит и даже читает буквы. Это, конечно, удивительный случай, - рассказывает Галина Михайловна.


С мажорной ноты переходит к неприятному: по ее мнению, больницу несправедливо оклеветали.


- Почему-то считают, что в глазной больнице делают только катаракту, берем деньги за это. Да у нас масса проблем, масса заболеваний. Та же глаукома, почему о ней не говорят? Мы по глаукоме применяем новые методы, мы хотим развиваться. Одни из первых в Украине мы внедрили «клапан Ахмеда» - фильтрующее устройство, которое имплантируется в глаз и само дозирует, регулирует давление в глазу. Это при осложненных глаукомах, но мы сохраняем людям глаза, сохраняем остаточное зрение. А даже зрение низкое, пять сотых, восемь сотых, для наших больных — это очень много. Нам не понять этого, здоровым людям, но для них это много, - рассказала заведующая отделением.


Одни из первых в Украине николаевские офтальмологи стали применять технологию миолирис - имплантацию целого блока из искусственной радужки и хрусталика в те глаза, где по причине травмы или врожденного дефекта они отсутствуют. В итоге пациент получает возврат зрения и косметический эффект.


- Поймите, поэтому нам больно и обидно, что нас выставили такими неумехами, что мол, мы ничего не знаем и не умеем работать, - говорит заведующая.


Заместитель главного врача по лечебной части Наталья Гиржева считает что ложная информация, которая распространилась о больнице, исходит от некой страховой компании, которая пыталась страховать пациентов.


- Они ловили больных прямо с приемного покоя и спрашивали сразу: сколько у вас денег? Вплоть до того, что возили в банк больных на своей машине! А когда мы их раскусили и стали ограждать пациентов, полилась вся эта грязь. Просто попытка рейдерского захвата больницы: они, мол, могут привести специалиста, поставить главврачом... Мы в жизни не ожидали, что нашу больницу, которая имеет свое имя, так «макнут»...


Поддерживает коллег и лазерный хирург Юлия Дубовая:


- Николаевских пациентов, которые приезжают в Одесскую клинику там спрашивают: «Зачем вы сюда приехали? У вас же в Николаеве все прекрасно делают!». Там уверены в профессионализме наших специалистов.


В день проводится от 20 до 30 операций. Во время нашей беседы сообщили о том, что в операционное отделение привезли больного в тяжелом состоянии с травмой обоих глаз. На экстренную операцию тут же вызвали двух хирургов, медсестер, анестезиолога. Разрешают взглянуть одним глазком на этап подготовки к операции. На операционном столе лежит человек, на лице которого невозможно разглядеть не только глаза, но и губы и даже нос - сплошной багровый шар. Человек пострадал от взрыва.


***

За время двухчасовой экскурсии по областной офтальмологической больнице довелось побеседовать с несколькими десятками людей: врачами, медсестрами, пациентами. Каждый из сотрудников, а главное — из пациентов, готов защищать и отстаивать доброе имя больницы до конца. Кто-то благодарен за восстановленное зрение и возможность видеть, кто-то - за доброе слово или голубцы...


Старшая медсестра Надежда Козырь, провожая к кабинету главного врача, который при общении с коллективом и пациентами деликатно удалился, очень точно охарактеризовала больницу:


- Знаете, мы здесь все — одна семья, и больные, и врачи. И главный врач у нас хороший — добрый, спокойный, любой вопрос решает без крика. Я уже 35 лет здесь работаю, наши бабушки и дедушки по несколько раз к нам ложатся на лечение, все уже как родные. Недавно из дома престарелых привезли бабушку на операцию, льготных хрусталиков не было. Так жалко ее было, всем отделением скинулись и купили ей набор...


Может быть, не все идеально в областной офтальмологической больнице и медицине в целом, но не стоит забывать, что везде, и в больницах тоже, работают люди. Добрые, злые, скромные, жадные... В общем разные. Только врачи еще к тому же каждый день встречаются с отчаянием, кровью, болью, а бывает - и смертью.


Иногда тяжело после пятичасовой операции объяснить пациенту, что государство не финансирует приобретение операционных наборов, что льготных хрусталиков или лекарственных препаратов в больнице сейчас нет, потому что казначейство не оплатило, что бюджет больницы не покрывает и половины стоимости расходных материалов, а потому и медицина у нас бесплатная только декларативно...


Офтальмологическая больница — не хорошая и не плохая, а она просто — государственное лечебное учреждение в нашей стране. Не Швейцарии или Германии, а в Украине.


Конечно, нельзя закрывать глаза на недостатки наших врачей и больниц, но и нельзя игнорировать их успехи и достижения, желание помочь и спасти. Только за 9 месяцев этого года в глазной больнице пролечились более четырех тысяч пациентов, из которых более тысячи — дети, ежедневно здесь делают десятки операций, возвращают возможность видеть сотням людей, и это достойно уважения.


 




Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив